Гайморит по психосоматике

Психосоматика гайморита у взрослых, мнение Луизы Хэй и Синельникова

Стандартное объяснение воспаления гайморовых пазух начинается с физиологических причин: переохлаждение, травма, бактерии и вирусы. Однако многие психологи считают, что за все ответственна голова человека, и психосоматика гайморита имеет не меньшее значение.

Первые симптомы

Гайморит – это разновидность синусита, локализация которого приходится на верхнечелюстную пазуху. Воспаление гайморовых пазух может быть вызвано разными причинами, однако, первые симптомы одинаковые:

  • самый яркий признак – обильный насморк, который поначалу прозрачный;
  • заложенность носа;
  • слабость;
  • боль в горле;
  • ночной кашель;
  • болезненные ощущения над бровями (как при фронтите), за щеками и в зоне переносицы.

Утром боль не так сильно выражена, как в вечерние часы, – в это время многие пациенты пьют обезболивающие, так как боль бывает нестерпимой. При наклоне головы вперед боль становится еще сильнее.

На первых порах гайморит легко перепутать с ринитом, для терапии которого применяются несколько иные средства. Заранее распознать болезнь сложно, так как основные отличительные признаки появляются лишь после перехода гайморита в острую стадию.

Гайморит, с медицинской точки зрения

Как правило, психосоматика верхнечелюстного синусита не берется в рассмотрение при выяснении причин заболевания.

Классическая медицина обращает внимание лишь на физические причины гайморита. Например, вызвать воспаление может инфекция. При заболеваниях зубов и десен верхней челюсти появляется одонтогенный гайморит, а при реакции на раздражитель – аллергический. Возникновение отека и воспаления происходит по причине ОРЗ, ОРВИ, а иногда и хронического ринита, поскольку он вызывает утолщение слизистой носа.

Травмы носа и врожденные нарушения строения носовой перегородки повышают риск гайморита и смежных с ним заболеваний, например, ринита, фарингита, тонзиллита.

Острая форма болезни

Если при возникновении гайморита пациент ощущает лишь недомогание из-за отека слизистых, то в острую стадию к отеку присоединяется воспаление. Оно характеризуется появлением гноя и неприятным запахом выделяемой слизи.

Отек, который появляется еще на начальной стадии, провоцирует закупорку выхода из гайморовой пазухи, через который должна вытекать жидкость. Гной не может выйти из организма и начинает распирать стенки полости, приводя к боли.

В период обострения характерна следующая симптоматика:

  1. Плохой аппетит, слабость. Обоняние становится хуже, и пациент чувствует постоянную вялость.
  2. Температура тела растет, но отметку в 39˚C переходит редко.
  3. Боли в области лица становятся острее и выраженнее, они распространяются на зубы, виски и затылок.
  4. При воспалении одной гайморовой пазухи тяжесть в лице сопровождает только соответствующую половину. При двустороннем заболевании тяжесть распространяется на все лицо.
  5. Визуально заметно, что область над гайморовыми пазухами становится припухшей и покрасневшей.
  6. Появляется болезненность при пальпации передних пазух.

Внимание! При переходе гайморита в хроническую стадию появляется риск некроза костной ткани вследствие деятельности патогенных микроорганизмов. Чтобы не допустить осложнений, необходимо выявить заболевание как можно раньше.

Психосоматика гайморита

Нередко случается так, что пациент посетил доктора и следует его рекомендациям и назначениям, а болезнь не проходит. Даже после многочисленных медицинских исследований и операций врачи встают в тупик и не знают, в чем причины такой устойчивости заболевания.

Психосоматика гайморита у взрослых редко принимается современными врачами всерьез. Во многом это происходит из-за относительной неизученности связи мозга, чувств и физиологических процессов в организме.

Что такое психосоматика

Данное направление в медицине рассматривает связь между соматическими болезнями и психологическими затруднениями. Стрессы, конфликты и переживания накладывают на человека отпечаток усталости, угнетая все системы организма. Нужно заметить, что стресс – это только последствие, то есть он выступает лишь в роли катализатора.

Основными причинами болезней тела являются нереализованные желания, детские травмы и перенапряжение. Если в обычном расположении духа человек может справиться с ними, то стресс заставляет все выйти наружу.

Связь эмоций со здоровьем

Несмотря на то, что большинство ученого общества скептически настроено к признанию психосоматики в практической врачебной деятельности, некоторые доктора используют знания в этой области. В то время как люди утрируют и списывают на душевные расстройства все заболевания и симптомы, к психосоматическим расстройствам принято относить:

  • хронические боли, например, идиопатические алгии;
  • соматизированные неврозы, заключающиеся в нарушении работы органов чувств, а также отдельных систем (например, боли в кишечнике, психогенная отдышка и прочие);
  • личные акцентуации человека, которые приводят к появлению физических реакций на психическое раздражение.

Справка. Большое влияние на возникновение у взрослых психосоматических заболеваний оказывает психологическое состояние, характер и темперамент. Если человек спокоен и обладает хорошей стрессоустойчивостью, то риск появления заболевания ниже.

Некоторые психосоматические теории

Некоторые представители различных школ психологии, эзотерики и гомеопатии выдвигали теории насчет психосоматической природы заболеваний. О том, на почве чего развивается гайморит, Луиза Хей, Валерий Синельников и ряд других ученых развернули целые исследования.

Луиза Хей

Общественный деятель, автор цикла книг популярной психологии, Луиза Хей утверждала, что заболевания становятся следствием деструктивных убеждений и негатива, скопившегося в подсознании. В соответствии с ее работами можно проследить следующую связь гайморита и эмоций:

  1. Падение самооценки и постоянное подавление чувств в себе провоцируют заложенность носа и неспособность нормально дышать. Не стоит замыкаться в себе и становиться «отшельником», боясь проявить свою волю.
  2. Если человек копит обиды и боится высказать свое мнение, то, подобно насморку, такие эмоции «вытекают».
  3. Как только человек заболевает гайморитом, дышать через нос бывает невозможно. Это приводит к негативу в жизни.
  4. Кроме этого, Луиза Хей подмечает, что нос закладывает во время общения с неприятным человеком. Реакция сходна с аллергией: в данном случае собеседник является раздражителем.

По мнению писательницы, проблемы с носом – это следствие стрессов и нереализованного гнева.

Лиз Бурбо

В первую очередь канадская исследовательница в области психологии известна, благодаря разработанной ею таблице болезней. Подобно Луизе Хей, гайморит объясняется, как неспособность выплеснуть эмоции или подавить негатив. При этом таблица болезней не только описывает множество заболеваний, но и структурирует их по причинам появления.

В соответствии с теорией Лиз Бурбо, проблемы с носом происходят из невозможности жить так, как того желает душа. Это может происходить по следующим причинам:

  • отвращение к месту работы;
  • подавление эмоций;
  • отсутствие способа самовыражения;
  • необходимость общаться с людьми, которые вызывают негатив или являются так называемыми «энергетическими вампирами».

Следуя идеям Лиз Бурбо, можно заключить, что из-за беспокойства дыхание начинает нарушаться, появляется насморк и синусит. Влияние психосоматики на человеческое тело обширно: от головной боли до выкидыша.

Р.Г. Хамер, Клод Саб, Жильбер Рено

Данные исследователи не зависят друг от друга, но развивают мысль в одном направлении. Они предполагают, что заболевания мучают человека из-за внутренних конфликтов, спровоцированных стрессом и переживаний.

Все органы и системы организма зависят от психического состояния, например, злокачественные опухоли появляются на фоне горькой потери, а гайморит – из-за жалости к самому себе.

Исследователи отвели большую роль нахождению истинной проблемы, так как нерешенные психологические проблемы, как и физические болезни, ухудшают здоровье человека.

Валерий Синельников

Известный российский гомеопат и писатель пишет о том, что человеку необходимо находиться в гармонии с окружающим миром. Важное отличие его идей от других состоит в том, что внешний мир у него наделяется сознанием.

Владимир Синельников утверждает, что человеку нужно искать баланс не только в физическом, но и в психологическом плане. Более того, писатель ставит сознание выше материи.

Отсюда можно сделать вывод, что главная причина гайморита – это неуверенность в себе и расшатанность подсознания. Тот негатив, который оседает в голове, выходит через физические проявления, в том числе и через насморк.

Синельников считает, что недостаток женственности у прекрасного пола и мужественности у представителей сильной половины человечества тоже вызывает проблемы со здоровьем, так как нарушает природный баланс.

Как избавиться от гайморита?

Деятели эзотерического и психологического поприща уверены, что первостепенная задача – выяснение психосоматических причин болезни, а лечение медикаментами нужно отвести немного на второй план. Это оправдывается тем, что психологическая причина заболевания определяет дальнейшее лечение.

Чтобы не допустить появление патологий носа и околоносовых пазух, рекомендуется следовать некоторым советам:

  1. Необходимо показывать свои чувства. Переживания на эмоциональном плане не могут долго «глодать душу» человека, поэтому тело находит способ избавления от них – через болезнь. Если не нравится человек – достаточно ограничить контакты с ним. А если, наоборот, нравится, то стоит об этом рассказать.
  2. Иногда нужно забывать о прошлом. Время идет вперед, и многое остается позади. Если хорошие моменты вспоминать приятно, с ностальгией, то негативные нужно отпускать. Конечно, без страданий никуда, но страдать нужно в меру.
  3. Не стоит зацикливаться на проблемах. Если их исход зависит от обстоятельств или других людей, то можно расслабиться.
  4. Нельзя осчастливить всех. Нужно вовремя говорить «нет», знать предел своих сил и любить себя. Ведь нельзя сделать счастливыми других, не делая добра самому себе.
  5. Если проблема исходит из детства и глубоко въелась в память, то рекомендуется посетить психоаналитика и поискать решение вместе.

Достижение душевного равновесия поможет избавиться от гайморита. Также это значительно улучшит настроение и, следовательно, качество жизни.

Внимание! Нельзя забывать о традиционных методах лечения. Лучше всего искать и психологическую, и физическую проблему заболевания одновременно – такой подход будет эффективным и безопасным.

Психосоматика – интересная отрасль медицины, однако значимость влияния чувств и подсознания на тело еще только предстоит выяснить. Понятно одно: связь есть, но пока это направление не развито, поэтому рекомендуется начинать лечение гайморита с посещения ЛОРа.

Повысить рейтинг Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься от 10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи. К оплате: 0.00$

Наша цель — создать конкурентные условия при поиске психолога. Обеспечить приток новых психологов на сайт и поощрять активность пользователей.

Как будут списываться балы:
Если у вас до 2000 баллов то списываться будет 10 баллов в день.
Если больше 2000 то будет работать правило «делителя на 100» *
Но при этом остается несгораемая сумма баллов за предыдущую активность на сайте.
Каждая опубликованная статья +5 баллов плюс +10 стартовых баллов.

* правило «делителя на 100» будет рассчитываться следующим образом:
количество баллов / 100 = целый остаток округлен в меньшую сторону до десятых.

например:
2550 / 100 = 20
18700 / 100 = 180

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПО СПИСАНИЮ БАЛЛОВ ВСТУПИЛИ В СИЛУ С 01.01.2019г.

Как заработать балы бесплатно:

За оригинальную статью (ранее не публикуемую в Интернете) будет начислено +200 баллов. Если на момент проверки уникальности статьи, она опубликована на других ресурсах, то Вы получите +60 баллов. Проверка на уникальность и начисление баллов будет проведена на протяжении 48 часов после публикации на портале.
За 500 просмотров статьи Вам насчитывается +50 баллов;
За 1000 просмотров +50 баллов;
За 5000 просмотров +100 баллов.

Психосоматика гайморит Луиза Хей

Грусть, радость, боль – все это может дать толчок развитию гайморита. Луиза Хей уверена: все из-за того, что современное общество приучено сдерживать эмоции. Психосоматический отпечаток ошибочного воспитания и является главной причиной частых болезней.

Официальная медицина причисляет синуситы к осложнениям, возникающим после различных простудных заболеваний. Перерастающее в хроническую форму воспаление придаточных носовых пазух связывают с врождёнными и приобретёнными патологиями слизистой оболочки и отводящих каналов. Но светила науки бессильно разводят руками, когда не удаётся точно установить причинно-следственную связь, ведь обычно они не принимают в расчёт самое важное — эмоции.

О влиянии духовного на телесное

Талантливый психолог способен помочь человеку избавиться от большого числа хронических болезней. Ведь если острая стадия вызвана различными патогенными микроорганизмами и сравнительно легко устраняется медикаментозно, то выматывающее затяжное течение с трудом поддаётся врачам, лечащим физическую оболочку. А всё из-за того, что энергетика болезни совпадает с энергетикой негативного мышления. И получается так, что сильный отрицательный заряд подпитывает патогенный процесс, позволяет ему успешно противостоять медикаментозному лечению.

«Не стоит отгораживаться от проблем дверью, ведь тогда они преображаются в болезнь и проникают через окно».

О воздействии эмоционального фона на тело человека известно давно. Но фундаментальное изучение взаимосвязи духовного и телесного началось всего немногим более 100 лет назад. Тогда Зигмунд Фрейд, ставший популярным благодаря своим новаторским вкладам в психологию, впервые заявил: «Не стоит отгораживаться от проблем дверью, ведь тогда они преображаются в болезнь и проникают через окно». Впоследствии его наработки легли в основу большого числа психосоматических таблиц, которые и сейчас помогают установить причинно-следственную связь между болезнями и вызвавшими их эмоциональными состояниями.

Гайморит и нервы

Луиза Л. Хей — исследователь и писатель, сделавшая немалый вклад в развитие психосоматики. Многие её труды соприкасаются с изучением одной из наиболее распространённых болезней современности — гайморита. Она отказывалась верить, что около 16% мирового населения природа «наградила» слабым иммунитетом и различными патологиями дыхательных путей — о таком количестве страдающих от хронических синуситов говорит медицинская статистика.

О достоверности результатов проведённых Луизой исследований и о действенности предложенных ею методик лечения говорит даже то, что одна из первых её книг «Ты можешь исцелить свою жизнь» (1984) выдержала 110 переизданий в США. Этот труд переведён на 30 языков и известен в 33 странах мира. В нём среди прочего охватывается и действенный способ избавления от гайморита.

Хей твёрдо заявила — эта болезнь связана с низкой самооценкой, неуверенностью, обидчивостью, злопамятностью и сдерживаемыми на протяжении долгого времени эмоциями. Эта палитра психологических состояний неизбежно приводит к сбоям в работе дыхательной системы. Чтобы убедиться в справедливости слов писательницы достаточно припомнить свои попытки совладать с сильным раздражением, гневом или слезами обиды:

  • крепко стиснутые кулаки;
  • резкий вдох;
  • задержка дыхания;
  • медленный выдох.

Впивающиеся в ладонь ногти причиняют дополнительную отрезвляющую боль, позволяющую переключить внимание на нужды организма. Напрягаются грудные мышцы. Тело готовится к резкому сбросу избыточной энергии через крик. Но современное общество не приветствует проявление негативных эмоций. Вместо полного выдоха человек сглатывает стоящий в горле ком и выдыхает потихоньку, чтобы случайно не потерять самоконтроль. И вся отрицательная энергетика остаётся внутри.

Гайморит – одна из форм синусита

Рвущиеся наружу слёзы тоже никуда не деваются. Вместо того, чтобы излиться, давая немного облегчения, они перенаправляются в полость носа. А оттуда при резком вдохе проникают в гайморовы пазухи, приводя к сбою в работе не рассчитанного на такие нагрузки органа. Как результат — застой жидкости и создание оптимальных условий для развития патогенной микрофлоры. И это последствие всего одной экстремальной ситуации. Что же говорить о случаях, когда каждая свободная минутка человеком тратится на самобичевание?

Подтверждение теории другими исследователями

Многочисленные наработки известных учёных в области психосоматики гайморита, перекликаются с гипотезой Луизы Хей. Так, гомеопатом Синельниковым подтверждена связь обуревающих человека сомнений и неуверенности с гайморитом. Он же указывал ещё одну возможную причину воспалительных процессов — недостаток мужественности или женственности.

Канадский психолог Лиз Бурбо подтвердила, что синуситы — последствие эмоционального дисбаланса. Когда приходится постоянно подавлять свои чувства, контактировать с неприятными людьми или заниматься вызывающей отвращение работой, это приводит к различным сбоям дыхания. Последствия — застой жидкости в гайморовых пазухах, их воспаление. Так же, по её мнению, проявляется и неспособность самовыразиться.

В дополненных Екатериной Шморгун работах Юлии Золотовой, психосоматика гайморита сводится к саможалости. Подразумевается внутреннее недовольство чем-либо, когда человек уверен в несправедливости жестокого мира и вместо попыток занять достойное положение в обществе закрывается в коконе из комплексов, неуверенности и жалости к себе.

Что же делать?

Легче всего разобраться с психосоматикой гайморита при помощи дипломированного специалиста. Но менталитет человека нередко препятствует посещению психотерапевта. Довольно часто это связано с нежеланием признавать наличие духовных проблем. Либо же с боязнью осуждения обществом, не отличающим психотерапевта от психиатра. В такой ситуации доступным остаётся единственный выход — самостоятельный разбор причинно-следственных связей.

По методике Луизы Хей для успешного выполнения задачи необходимо выявить весь спектр бурлящего в душе негатива и попытаться его «разложить по полочкам». Нагляднее всего это получается сделать с помощью листа бумаги, на который и записываются раздирающие душу эмоции. Например:

  • не могу простить отцу его жестокость;
  • мать всегда любила сестру больше;
  • начальник незаслуженно урезал зарплату.

И так пока не удастся охватить абсолютно всё. Далее следует внимательно перечитать список, и задать вопрос «а как это влияет на нынешнюю жизнь». На примере:

  • не могу простить отцу его жестокость, но он помог мне стать сильной;
  • мать всегда любила сестру больше, но сейчас наступил трудный период и она поддерживает меня;
  • начальник незаслуженно урезал зарплату, из-за чего пришлось искать новую работу, оказавшуюся лучше прежней.

Затем наступает этап прощения и самосовершенствования. Детальный разбор каждого пункта из списка помогает сориентироваться в гамме чувств и найти решение проблемы (Может, отец был не жестоким, а просто требовательным? Зачем винить его в том, что он помог закалить личность? Не пора ли простить?). И так стоит разобраться со всеми проблемами: не отгородиться от них, а решить.

Пример с жестокостью родителей наведён неспроста. Луиза Хей родилась в неблагополучной семье и с малых лет познакомилась с отцовской жестокостью: он часто избивал их с матерью. Но когда у писательницы обнаружился рак, она смогла самостоятельно справиться с болезнью лишь после того, как сумела искренне простить родителя. Избавиться от распиравшего душу негатива удалось благодаря осознанию бесхитростной истины — Хей, возможно, не добилась бы успеха, если бы росла в «тепличных» условиях.

Как ускорить выздоровление

Усилить эффект от методики Луизы Хей можно воспользовавшись советами Лиз Бурбо. Для этого снова пригодится чистый лист, на котором нужно очертить всё, что связано с гайморитом. Необходимо просто письменно ответить на вопросы:

  • Как можно описать моё текущее самочувствие?
  • Чего меня лишает болезнь?
  • Что изменится, когда гайморит уйдёт?

При ответе на второй вопрос важно отметить перемены, которые могли бы принести в жизнь больше позитивных эмоций. Ключевым словосочетанием в этих ответах является «не могу», твёрдо указывающее на наложенные гайморитом ограничения. К примеру: «Из-за насморка я не могу сходить на кинопремьеру — не получится долго терпеть укоряющие взгляды других зрителей. А так хотелось бы посмотреть на большом экране работу любимого режиссёра».

Третий предполагает подробное описание того, что бы изменилось без этого «не могу». Важно обрисовать и все опасения, связанные с внезапно свалившейся свободой от гайморита. Пример: боязнь зависти коллег, связанной с продвижением по службе за счёт возросшей работоспособности.

Цель этого теста — поиск своих глубинных потребностей, знание которых помогает снять ментальный блок с защитных механизмов организма. Попутно же выявляется круг подсознательных фобий, тормозящих выздоровление, от которых важно избавиться. В противном случае на полную победу над гайморитом можно и не надеяться.

Психосоматика детского синусита

Описанные выше методики доступны любому взрослому пациенту. Но, к сожалению, они неприменимы к детям. Однако это вовсе не значит, что исследования психосоматики гайморита не коснулись этой стороны вопроса. Дело в том, что малыш подобен губке — он с жадностью впитывает всё, включая и эмоции окружающих. И если родители позволяют себе игнорировать ребёнка, отмахиваться от его «мелких» забот и даже сравнивать своё чадо с более «послушным и смышлёным» чужим, это приводит к образованию некой эмоциональной скорлупы. Ребёнок замыкается в себе, сомневается и комплексует, боится поделиться переживаниями. А это приводит к скапливанию негатива, выливающегося в «загадочно возникшие» болезни.

Исследования Луизы Хей наглядно демонстрируют психосоматическую связь между болезненностью ребёнка и причастностью родителей к формированию детских комплексов. Писательница убеждает быть добрее к подрастающему поколению и настойчиво рекомендует внимательнее относиться к потребностям малышей. Ведь только в такой атмосфере дети не будут болеть из-за раздирающих сознание негативных эмоций.

Психосоматика острых респираторных заболеваний: Скрытые причины

С психологической точки зрения грипп, простуда, инфекционные заболевания возникают вследствие слишком большой зависимости от чужого мнения, общепринятых правил и порядков. У такого человека нарушена устойчивость перед внешними воздействиями, соответственно нарушен и иммунитет, организм не защищен для проникновения инфекции.

Психосоциальные факторы играют решающую роль в течении заболевания и его преодолении. Статистика и кривые заболеваемости показывают взаимосвязь между психическими факторами и развитием и клиникой инфекционных заболеваний. Невротики заболевают инфекциями верхних дыхательных путей в 2–3 раза чаще и болеют ими дольше, чем все население в среднем. Восприимчивость человека к респираторным вирусам зависит от его эмоционального состояния, а структура личности определяет специфическую картину болезни и течение инфекционного заболевания.

Грипп, простуда, инфекционные заболевания с точки зрения психологии

Обонятельные импульсы поступают в лимбическую (лат. limbus – кайма, обонятельный мозг) систему, структуру мозга, которая расположена вокруг ствола мозга и является чувствительной зоной. Человек способен ориентироваться по воспринимаемым им запахам («хороший нюх» или «чутье» на что‑то), чтобы в случае «подозрительного» запаха защитить себя. Кроме того, раздражение обонятельных клеток, поступающее от приятно пахнущей пищи, приводит к усиленному слюноотделению.

Наконец, нос и гортань выполняют коммуникативную функцию. При насморке человек не ощущает ни запаха, ни вкуса. Больной хрипит; при определенных обстоятельствах он «не может выдавить ни звука». В соответствии с позитивной концепцией эти патофизиологические процессы имеют очень большой смысл. Их нужно не устранять, а понимать. Если кто‑то простужен, то его инстинктивно сторонятся. Речь затруднена, и общение временно прервано (быть «безмолвным» или «безответным»).

Физические потребности высоко ценились в семье часто и длительно болеющих. При недомогании пациент получал много сочувствия и внимания («Оденься теплее!»). В семейной традиции деятельность играла очень большую роль с точки зрения усердия и добросовестности, и меньшую – с позиции предприимчивости и ответственности . Ребенок реагировал на конфликты родителей высокой подверженностью простудным заболеваниям; он «жертвовал» собой в надежде подобным образом вновь объединить родителей. Пациенты могли наблюдать, что родители каждую простуду очень ритуализировали: они хотели «покоя», демонстрировали «плохое настроение» и очень интенсивно «холили» свое заболевание. Было очень важно внешне произвести хорошее впечатление.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Достаточно часто возникает несоответствие между тем, какие правила общественного характера родители требуют соблюдать, и тем, что они сами делают. Часто заболевший насморком «оскорблен» и желает отстраниться от этой обидной ситуации.

Насморк – это признак перегруженности. Когда мера переполняется, течет через край, из носа. При насморке нужно отступить. То, что сознательно или бессознательно не позволялось, теперь становится требованием организма. Нос, символ тонкого восприятия и контакта с внешним миром, указывает на наличие конфликта в области человеческих отношений. «Я тебя на дух не переношу» – свидетельствует застывшая в речи народная мудрость, что и подтверждает заложенный нос.

Также насморк – это замаскированные слезы. Постоянные носоглоточные выделения – глубоко спрятанный плач. Внутренняя боль гложет вас, но вы не хотите себе в этом признаться, вы, может быть, носите маску человека, который всем доволен, но душа исподволь плачет и плачет. Где‑то там, в глубине души, кроется этот источник боли. Детские обиды, отвергнутая любовь, недостаток радости в жизни – что является этому причиной? Простить себя и других, принять свое горе как данность и пережить его, найти пути выхода из безрадостной ситуации – и душе будет незачем плакать.

Насморк свидетельствует о внутреннем очищении. Картина болезни всегда указывает на лечение. Удовлетворите требование своей болезни, ослабьте давление. Чего вы больше не в состоянии терпеть? Не сами ли вы давите на себя, тогда как надо прислушаться к своим истинным потребностям, даже если они не отвечают вашим представлениям.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Простуда поражает прежде всего органы дыхания. Посредством дыхания мы вступаем в контакт с окружающей средой. При простуде этот контакт нарушается. Мы либо не воспринимаем запахов, так как заложен нос, либо из‑за распухших миндалин не можем говорить. Это проблема общения, на что указывает и характер заражения. Мы заболеваем из‑за кого‑то. Нарушается равновесие внутренних и внешних коммуникаций.

С психологической точки зрения грипп, простуда, инфекционные заболевания возникают вследствие слишком большой зависимости от чужого мнения, общепринятых правил и порядков. У такого человека нарушена устойчивость перед внешними воздействиями, соответственно нарушен и иммунитет, организм не защищен для проникновения инфекции. Неуверенность в себе, отсутствие своих убеждений, стремление следовать чужому мнению и делать все «как положено», «как у людей» приводит к постоянному напряжению, беспокойству, внутреннему смятению, отсутствию понимания, как себя нужно вести, что делать, куда идти. Все это тоже ослабляет защитные силы организма.

Научиться доверять себе, не пытаться постоянно угождать другим, выработать собственные жизненные принципы – один из способов укрепить иммунную систему.

Следует обратить внимание на то, к чему вынуждает болезнь, и принять предложенные обстоятельства. Если мы не в состоянии говорить, или высокая температура требует постельного режима, нужно пойти на это и прервать течение повседневности. Это требование собрать силы и заглянуть в себя. Внешние коммуникации нарушаются, чтобы вы позаботились о внутренних.

Что же касается ангины, то миндалины, как часть лимфатического глоточного кольца, относятся к иммунной системе организма. Поскольку большинство возбудителей ангины, включая гемолитический стрептококк, обнаруживаются в глотке и у здоровых людей, считают, что только воздействие дополнительных вредных факторов вызывает ангину. Учитывая частоту ангин, можно было бы считать их совпадение с жизненными кризами случайным. Однако опытные инфекционисты называют среди провоцирующих факторов также и психогенные.

В отношении миндалин особенно важно, что они, как часть лимфатической системы, особенно развитой в детстве, в пубертатном периоде, подвергаются обратному развитию. Таким образом, перемены и более или менее благополучный переход от детства и юности к зрелости происходят в соматической сфере.

Клинические наблюдения подтверждают склонность к учащению ангин в подростковом и юношеском возрасте, когда наступают кризы в перегруженной конфликтами сексуальной сфере.

Приводится множество наблюдений, свидетельствующих о том, что остро возникающие приступы ангины могут быть связаны с кризисными обострениями и потрясениями «генеративной сферы», т. е. часто с двойственными сексуальными желаниями.

О том, что болезнь, как внезапный критический прорыв, может быть не только поражением, но и проявлением изменения, переходом к новой ситуации, свидетельствует именно ангина.

Ангина, хронический тонзиллит, фарингит, ларингит – это болезни горла, склонность к которым свидетельствует о том, что человек боится открыто выражать себя, говорить то, что думает, не может постоять за себя, потребовать то, что ему нужно. Он сам отрицает свои потребности, говоря: «Что вы, что вы, не беспокойтесь, мне ничего не нужно!» Но это неправда, это самообман, ведь на самом деле – нужно, еще как нужно. Страх выделиться на общем фоне, говорить громче, чем положено, произвести слишком много шуму, привлечь слишком много внимания приводит к неспособности самовыражения – и болезням горла (Вершинина, 2004).

Миндалины выполняют защитную функцию, задерживая то, что не должно попасть в организм с пищей и воздухом. Может произойти сильное опухание миндалин, что мешает глотать, вызывая острую боль. Воспаление миндалин указывает на борьбу с чем‑то, нежелание что‑то принять. Что‑то становится поперек горла, не воспринимается. Мы уклоняемся от конфликта. Безболезненное глотание свидетельствует о готовности что‑то принять и усвоить (Теппервайн, 1999).

Какое противоречие вы отстраняете от себя? Против чего вы в настоящий момент боретесь? Выяснив эти обстоятельства, вы должны исследовать подоплеку своего поведения. Что заставляет вас уклоняться от данных обстоятельств? Чаще всего это боязнь не совладать с ними, страх совершить ошибку. Как только вы окажетесь в гуще конфликта, сразу поймете, что мешало вам разрешить проблему. В процессе переживания вы осознаете необоснованность своих страхов. В действительности с вами не может произойти ничего дурного.

А как же мы научились такому способу реагирования, реагирования при помощи тела, в частности, при помощи острых респираторных заболеваний?

Среди психологов есть мнение, что человек, как личность, со своим специфическим отношением к миру, формируется первые три года, до появления первых искорок сознания. На основе того опыта, который человек получит в это время, у него идет формирование основы всей психики, фундаментальных ее параметров, как бы скелета, на который в более позднем возрасте будет нанизано все остальное (Васютин, 2004).

В общем, первое воспоминание о себе обычно является рубежом, который говорит нам, что каркас личности сформировался. Если продолжить ассоциации с развитием тела, то в это время у человека кончается «внутриутробный» период развития психики, а на основе опыта и той актуальной информации, которой он владеет в это время, формируются тип и стиль взаимоотношений с внешним миром.

Затем, примерно до 6–7 лет, на эти «кости» нарастает «мясо». В это время у ребенка формируются инструментальные навыки. Примерно к шести годам ребенок уже понимает, чего можно ждать от мира и чего нужно добиваться. Личность сформирована.

В ходе дальнейшей жизни происходит, скорее всего, уже не воспитание, а перевоспитание. А оно, естественно, будет являться только заплаткой на старом платье – пусть яркой и красивой, но заплаткой!

А. Адлер, характеризуя жизненные стили, присущие каждому человеку, писал: «К концу пятого года ребенок уже достигает единого и кристаллизованного паттерна поведения, своего собственного стиля в подходе к решению проблем и задач. Он уже закрепил для себя глубочайшее представление о том, чего же ждать от мира и от самого себя. С этих пор мир воспринимается через устойчивую схему перцепции: переживания истолковываются еще до того, как они были восприняты, и истолкование их всегда согласуется с тем первоначальным значением, которое было придано жизни».

Формирование психики человека происходит под влиянием воспитания, которое он получает в процессе своей жизни. И в это понятие, естественно, включаются не только сознательные усилия родителей, но весь тот комплекс воздействий внешней среды, который он испытывает. Но самое главное влияние на него оказывает, конечно же, мать.

И если мама будет очень эмоционально реагировать на какое‑либо событие, то ребенок, видя это, решит, что ему тоже надо скопировать эту реакцию на данный стимул. В дальнейшем этот тип реагирования станет фундаментальным, предпочтительным для данного человека. И то, что в результате получится, потом назовут характером.

Процесс научения, чего бояться и к чему стремиться, начинается уже в животе матери. Ребенок чувствует различные воздействия на себя, слышит различные звуки, идущие от матери снаружи; если мама реагирует на эти воздействия положительными эмоциями, то и он будет относиться к этому благоприятно. Если же мать начинает тревожиться, то и он станет к этому относиться так же.

Все действия грудного ребенка сразу после рождения направлены на выживание. Ему необходимы еда, питье, он должен жить в безопасной среде. Сам он добиться этого не может.

Пока ребенок находится в животе у мамы, он получает желаемое автоматически. Но сразу после родов он попадает во враждебную среду. Кожа начинает сохнуть, раздражаться от прикосновения к предметам, его мучают голод и жажда, глаза раздражаются от сильного света. Естественно, от всего этого ему очень плохо.

И через некоторое время ребенок начинает понимать, что его выживание связано с каким‑то существом, которое почему‑то заботится о нем, делая что‑то, что убирает телесное неблагополучие. Как он будет относиться к этому существу? Будет он делать все, чтобы оно было с ним рядом как можно ближе и чаще? Конечно! Будет он все больше и больше привязываться к нему как к гаранту своего выживания? Безусловно!

Во время кормления грудью ребенок ощущает первое утешение телесного неблагополучия. Кожный контакт с теплым, мягким материнским телом при питании дарит младенцу ощущение того, что он любим. Если же мать игнорирует его, мало уделяет ему своего времени и внимания, то для него это является сигналом опасности. В переживаниях младенца остаются нераздельными чувства сытости, защищенности и желание быть любимым.

Карл Прибрам, нейрофизиолог из Стенфордского университета, ввел термин «образы достижения» и подал идею, что человеческая психика организует себя в соответствии с глубинными образами достижения, определяющими направление жизни человека. Эти «глубинные образы достижения» как раз и являются теми ценностями, которые человек почему‑либо стал считать таковыми и которые организованы в определенную иерархию.

Выбор той или иной линии поведения происходит таким образом, что на имеющейся в мозге модели окружающей среды заранее проигрываются результаты возможных различных действий, с тем, чтобы в соответствии с определенными критериями выбрать оптимальный вариант.

Задача человека как существа биологического – выжить. А для этого его поведение должно быть адекватным тем стимулам, что идут из окружающего мира. В результате своего роста и развития он получает определенный опыт. И уже на этой основе строит собственную шкалу ценностей, которых надо добиваться, и шкалу опасностей, которых нужно избегать.

На формирование этих шкал, естественно, очень сильное влияние оказывает необходимость жить в обществе себе подобных и корректировать свое поведение на основе их требований. Также вполне понятно желание человека тратить на эти цели как можно меньше энергии, потому он вынужден всю жизнь балансировать на грани оптимальной для него адаптации.

Получая положительный или отрицательный опыт при встрече с тем или иным фактором жизни, ребенок приучается в дальнейшем, при встрече с ним, или стремиться к этому, или же избегать его. Если же принять во внимание, что сочетание силы, времени и разнообразия воздействия внешних факторов на каждого человека уникально, то понятно, что шкала ценностей будет у всех совершенно разной.

Таким образом, внутри человека в процессе воспитания формируется иерархия того, «что такое хорошо и что такое плохо». Как мы уже говорили, в основном по базовым своим параметрам, она формируется где‑то к 6–7 годам. Эти базовые параметры определяют материнские (родительские) программы. И они составляют костяк этой шкалы. Понятно, что они формируются не только родителями, а всеми значимыми для ребенка людьми, которые оказали на него в это время достаточно серьезное воздействие. А также его успехами и неудачами на поприще исследования этого мира.

Если ребенок совершит что‑нибудь, что для него в этом возрасте считается плохим и гадким, то у него может закрепиться негативное отношение к подобному поступку. Человек вырастает, ему много чего уже можно и позволено делать. Общество даже ждет от него, что он будет действовать. Но под влиянием закрепившегося в детстве отношения он бездействует автоматически, не задумываясь над абсурдностью своих страхов, принимая их априори.

Если человеку стыдно за какие‑либо действия, которые, в сущности, не так уж страшны с точки зрения окружающих его людей, это говорит о том, что он все еще себя оценивает на основе архаичных систем, которые сформировались в юном возрасте. И беда в том, что осознать архаичность своих представлений он не может себе позволить, так как само по себе осознавание будет идти через эту систему.

Поэтому, если человек постоянно спотыкается на ровном месте, если в результате своих действий все равно попадает в тупик, если разбитое корыто является итогом всех его начинаний, то это говорит об ущербности его представлений о мире. Таким образом, мы можем с достаточной долей уверенности утверждать: основа очень многих болезней или же нарушений адаптации человека к жизни – неадекватная шкала ценностей.

А теперь давайте посмотрим, как соматизация может быть «вписана» в шкалу наших ценностей.

Познавая действительность, каждый из нас, так или иначе, взаимодействует с предметами, явлениями, событиями и другими людьми. Мы видим, слышим, оцениваем ситуацию и стараемся понять окружающий нас мир. Для того чтобы разобраться во всем многообразии информации, нам даны «помощники» – эмоции. Эмоциональный мир человека достаточно богат. В психологии различают несколько видов эмоций (Таланова, 2004).

Была предложена подробная систематика видов эмоций по характеру их переживаний человеком:

1. Положительные эмоции: радость, удовольствие, восторг, умиление и т. д.

2. Нейтральные эмоции: удивление, безразличие, спокойно‑созерцательное настроение и т. д.

3. Отрицательные эмоции: горе, тоска, обида, страх, зависть, горечь.

Однако жизненный опыт показывает, что разрешается проявлять лишь положительные эмоции, а отрицательные, как правило, под запретом. С раннего детства закладывается программы: злиться нельзя, на маму и папу обижаться недопустимо, «родители всегда правы». Если ребенок испытывает страх, он получает прозвище «трус», а плакать разрешено только девочкам.

Однако то, что человек не проявляет определенных эмоций, еще не значит, что он их не испытывает. Рано или поздно «механизмы контроля» нашего эмоционального состояния дают сбой. Эмоциональный поток либо изливается в самый неподходящий момент, либо находит свое проявление через соматические симптомы.

Для примера представим себе самого обычного современного школьника, который, сидя вечером у окна, ожидает возвращения родителей после продолжительного трудового дня. Что может получить этот ребенок, заболев, скажем, элементарной простудой?

1. У него появляется прекрасная возможность отдохнуть от тяжелой школьной жизни.

2. На его капризы уже смотрят «сквозь пальцы».

3. Мама, которая все время занята на работе, теперь остается с ним и всецело поглощена его желаниями.

Если любовь и внимание в достаточном объеме ребенок получает только во время болезненного состояния, формируется условная связь. В подсознании закладывается информация, свидетельствующая о том, что завладеть вниманием мамы можно только подобным способом.

С возрастом, если закономерность неоднократно повторяется, такая реакция закрепляется и в других ситуациях. «Бегство в болезнь» будет повторяться всякий раз, когда появится необходимость получить желаемое. Это происходит потому, что человек просто не способен выйти из провоцирующей ситуации другим способом.

Соматизация начинает действовать, когда не удается найти иную возможность отстраниться, отключиться от ежедневных проблем. Для некоторых «трудоголиков» заболевание – единственная форма отдыха, которую они себе могут позволить. Если человек сознательно не позволяет себе расслабляться и отдыхать, снимать накопившееся напряжение, не выделяет для этого время, неудивительно, что он заболевает. Механизм соматизации просто вынуждает нас уделять внимание своему состоянию и самочувствию, восстанавливать физические и моральные ресурсы, с большим уважением относиться к своему телу.

Острые респираторные заболевания: о практике исцеления

Не секрет, что в поисках средств исцеления мы часто советуемся с кем угодно (от врачей и рекламы до родственников и соседей), но только не с самим собой и со своим собственным (единственным и уникальным) организмом. Все внешние факторы, которые мы ошибочно принимаем за причины болезней – «экология плохая», «пища недоброкачественная», «бактерии разные болезнетворные», – это не причины, а всего лишь лишь фон, благодатная почва для развития заболеваний. Истинная же причина скрыта внутри нас. И стало быть, средства спасения тоже скрыты внутри нас (Вершинина, 2004).

Человек создан природой настолько мудро, что внутри каждого из нас есть все необходимое для полноценной жизни. Как завершенная биологическая система, своеобразная маленькая вселенная, мы обладаем собственным внутренним знанием о том, как полноценно жить, что для этого делать, куда идти, с кем общаться, какие средства избирать.

Естественно, внутри нас имеется и вся необходимая информация о том, как быть здоровым, как исцелиться. Каковы причины наших болезней, неудач и проблем, как эти причины устранить, каким образом восстановить здоровье и гармонию во всех сферах жизни – вся эта информация в нас есть, поверьте.

Итак, боль, болезнь, недомогание могут расцениваться как сообщение о том, что мы переживаем конфликт эмоций и мыслей, угрожающий нашему выживанию. Чтобы начать процесс исцеления, необходимо понять, действительно ли мы желаем улучшения, потому что это не настолько просто, как кажется. Многие из нас предпочитают выпить таблетку, вместо того чтобы обратить внимание на свое раздражение, или пойти на операцию, но не менять своего поведения. Получая возможность потенциального излечения благодаря какому‑либо лекарству, мы можем обнаружить, что не очень‑то и хотим, или даже отказываемся, продолжать лечение. Мы должны желать выздоровления больше, чем привычных обстановки и поведения во время болезни. Но для нашей болезни могут найтись и скрытые причины, приносящие нам компенсацию и препятствующие полному излечению. Может быть, мы получаем лишние внимание и любовь, когда болеем, а может, мы настолько привыкли к своему недугу, что, лишившись его, мы ощутим пустоту. Возможно, болезнь стала для нас надежным убежищем, чем‑то, где можно спрятать свои страхи. Или так мы пытаемся вызвать чувство вины у кого‑то за то, что с нами произошло, а также наказать себя или избежать своей собственной вины (Шапиро, 2004).

Изучая модели своего поведения и повторяющиеся события в жизни, мы вскоре начинаем понимать, что ничто не является случайным. Даже несмотря на то, что при поверхностном взгляде мы не заметим смысла, копнув глубже, мы обнаружим главный мотив, обусловливающий время и цель для всякой ситуации, в которую мы попадаем, в том числе и ситуации болезни.

Чтобы выявить эти скрытые причины, мы можем задать себе вопрос: способны ли мы представить себя снова здоровыми, как мы будем тогда себя чувствовать? Это нужно сделать в спокойном, расслабленном состоянии, нужно заглянуть в свою душу и быть с собой предельно честными.

На самом ли деле мы хотим быть здоровыми, свободными, ни на что не жаловаться? Не иметь особенных причин для того, чтобы другие любили нас? Можем ли мы представить себя без своей проблемы? Чем нам компенсируется наша болезнь? Что бы мы почувствовали, если бы кто‑то предложил нам лекарство?

У многих из нас воспоминания о болезни ассоциируются со счастьем, потому что она приносила нам так много любви. Готовы ли мы обойтись без этого? Таким образом, главный вопрос – болеть или не болеть – связан с нашей любовью к себе, с чувством, что нас любят просто так, а не из‑за того, что мы какие‑то «особенные», с нашей способностью не терять контакта с собой, достаточной для того, чтобы мы могли жить ради самих себя, а не из‑за других людей или того, что мы хотим получить от них.

Для того чтобы разобраться в проблеме вторичных выгод применительно к болезни, необходимо решить две основные задачи:

  • определить потребности, которые удовлетворены благодаря болезни;
  • найти пути удовлетворения этих потребностей иным образом (без участия болезни).

Упражнение «Список того, что я терплю»

Подумайте о своей болезни, с которой вы хотите поработать. Возьмите лист бумаги и ручку. Напишите список всего того, что вам приходится терпеть в жизни: дождь, солнце, прохладное или жаркое помещение, цвет носков, маленький или высокий рост партнера по браку, собственная лень, муж‑алкоголик, перхоть в волосах, проблемы в правительстве, пожары в Африке и Сибири, отсутствие денег. Плохое место службы. Необходимо уточнить, что именно плохо: далеко от дома, напряженный рабочий день, вредный начальник. Ограничений нет. На составление списка вам дается 5, реже 10 минут.

После написания списка возьмите другой лист бумаги и разделите все написанное на 2 группы, которые могут быть равными или неравными и имеют заголовки:

1. Это я терплю и буду терпеть, потому что…

2. Это я терплю и не хочу терпеть, потому что…

Рекомендуется при разделении про себя проговаривать каждую фразу и завершать ее.

После завершения этого раздела продолжите работу со списком того, что вы терпеть не хотите. Ее также предлагается разделить на 2 группы:

2.1. Это я терплю, не хочу терпеть и знаю как изменить.

2.2. Это я терплю, не хочу терпеть и не знаю, что делать.

Затем возьмите второй список и попробуйте ответить на вопросы:

«Каким образом ваше заболевание помогает вам терпеть то, что вы не хотите терпеть, но не знаете, как изменить?».

«Почему вы выбрали именно это заболевание в помощь – от кого вы этому научились?».

За пять минут попробуйте, используя любые подручные предметы, создать портрет (скульптуру) своей болезни.

Упражнение «Определение смыслов и выгод болезни»

Попробуйте самостоятельно и максимально честно ответить на вопросы относительно вашей болезни, «разворачивающие» психические аспекты этого вашего заболевания в плоскость «смысл и потребности».

  • Что болезнь значит для вас?
  • Что означает для вас избавиться от болезни?
  • Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни?
  • Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности?
  • Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности?
  • Чего болезнь помогает вам избежать?
  • Каким образом болезнь предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви?
  • Какие чувства помогает вам выразить болезнь?
  • Каким вы были до того, как появилась болезнь?
  • Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь?
  • Как все изменилось после того, как появилась болезнь?
  • Что произойдет, когда не будет болезни?
  • После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет)?
  • У кого еще когда‑нибудь была ваша болезнь или есть сейчас?

Итак, вы проделали техники, направленные на начальный этап исцеления – выяснили и осознали преимущества и вторичные выгоды вашего заболевания, то есть от чего и зачем вы «бежите в болезнь». Теперь вы можете переходить к следующему этапу – налаживанию отношений с собственным телом.опубликовано econet.ru.

Ирина Малкина-Пых «Простудные заболевания»

Меняй себя из любви

Когда тайна выплывает наружу и ребёнка это оскорбляет, поражаются гайморовы пазухи. Гайморовы пазухи являются вместилищем энергии гордости за себя (гайморит).

Человек, который любит похвалиться собой, насмешливо относится к чужому скрытничаю и с особым наслаждением выдаёт чужую тайну. Если о секретах взрослых шушукаются за спиной, то душевные переживания ребёнка зачастую ни во что не ставят. Под громовой хохот большой компании сообщают о достижениях ребёнка, не понимая, что это унижает его. Это словно удар в лицо человеку, который ревностно оберегал свою тайну.

Носовые пазухи окончательно формируются у детей в 4—5-летнем возрасте, поскольку раньше дети не могут скрывать своей радости. Если их принуждают к этому, то невысморканная обида задерживается в глоточной миндалине. Чем чаще глоточная миндалина отекает от печали либо воспаляется от унижения, тем вероятнее возникновение аденоидов, говорящих о том, что ребёнок не имеет права выказывать свои обиды.

Заболевание глоточной миндалины у взрослых даёт о себе знать в виде раздражения либо боли в глубине носа, а также из-за частого глотания.

Мы можем скрывать свои тайны от чужих, но не от своей матери. Можем отрицать перед ней наличие тайны, но всё равно мысли матери, её слова и поведение будут задевать, поскольку мать всегда попадает в точку. Матерям свойственно укорять ребёнка с видом злорадства, когда у того что-то не ладится, ибо ребёнок не послушался матери.

Злорадство обращается в осмеяние, когда ребёнка желают пристыдить в глазах других. Злорадство и осмеяние являются недоброжелательной злобой, которую ребёнок вбирает в себя, испытывая жалость к себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *