Особенности иммунной системы

Иммунитет у детей: этапы развития и особенности формирования

Иммунитет ребенка — предмет страстной полемики между родителями. Одни — сторонники строгих мер, обливаний и закаливаний. Вторые трепетно оберегают отпрысков от любого сквозняка. Иногда в спорах участвуют педиатры, но тоже не вносят ясности: каждый имеет свою теорию и обосновывает взгляд на укрепление детского здоровья, исходя из собственной практики.

Что такое иммунитет и как он работает

Иммунитетом называют невосприимчивость организма к болезнетворным бактериям, патогенным микроорганизмам, ядам и токсинам, поступающим из окружающего мира. Говоря образно, это – броня, через которую чужеродные микроорганизмы не могут добраться к здоровью.

При хорошем иммунитете на любое внешнее вторжение запускается сложная реакция: эндокринная, нервная системы, обмен веществ начинают вырабатывать антитела (они бывают разные), и таким способом сопротивляться внешней атаке. Чем больше антител вырабатывается — тем мощнее защита. В первом случае говорят о сильном иммунном ответе, во втором – о слабом.

Какие органы формируют иммунную систему

Прямое влияние оказывают:

  • вилочковая железа;
  • костный мозг;
  • эмбриональная печень (печень плода тоже вырабатывает защитные клетки в период внутриутробного развития);
  • лимфоидные образования кишечника;
  • лимфатические узы;
  • селезенка.

Вилочковая железа, напрямую отвечающая за защиту организма, расположена за грудиной. Самый крупный орган у ребенка: его вес 15 граммов. У взрослого вилочкового железа весит уже гораздо меньше — всего 6 граммов.

Активное участие в иммунной охране принимают и клетки костного мозга: это лимфоциты, моноциты, которые находятся в тканях и крови человека (так работает клеточный иммунитет). Имеет значение работа продуктов жизнедеяльности клеток (речь идет об иммунитете гуморальном).

Но часто мы слышим – крепкий иммунитет передался ребенку по наследству. Или фразы в духе: иммунитет надо зарабатывать. Оказывается, многое зависит от вида иммунитета.

Виды иммунитета

Иммунологи выделяют два основных типа иммунитета. Это врожденный и приобретенный. Врожденный иммунитет достается ребенку генетически: в наше время человечество не болеет такими страшными болезнями, как чума или черная оспа. И «знание» достается ребенку по наследству. Другое дело приобретенные способности защитной системы: они появляются после перенесенной болезни, даже в самой легкой форме. На этом строится принцип вакцинации.

В процессе формирования иммунитет проходит сложный путь: на каждом этапе появляются свои особенности, которые всегда учитывают иммунологи и врачи-педиатры для укрепления детского здоровья. Ниже мы привели таблицу, где наглядно показали: с чем сталкивается иммунная система ребенка с рождения и вплоть до подросткового возраста.

Это любопытно! Большое значение для крепкого здоровья имеет иммунологическая память: то есть способность организма накапливать информацию о перенесенных заболеваниях. Она помогает быстро реагировать на любое вторжение и останавливать болезнь. Крепкая память – хороший иммунитет, слабая – человек вырастает болезненным. Про иммунитет — Школа доктора Комаровского Мнение эксперта Ирина Катыкова Врач-педиатр, детский невропатолог Задать вопрос >> У вас остались вопросы о здоровье вашего ребенка? Задайте их прямо тут на сайте и мы обязательно ответим!

Пять критических периодов в жизни ребенка

Формирование иммунитета у детей начинается в первом триместре беременности между 8- 10 неделями. Тогда закладываются первые лимфоциты, вырабатываются антитела у матери. К моменту появления на свет число антител увеличивается. Они защищают дитя во время родов: риск заражения столбняком, корью, краснухой и некоторыми другими инфекциями первое время минимален.

Но уже после рождения малыша, родителям важно быть на страже. Основные этапы развития иммунитета в детском возрасте включают 5 периодов, когда защитный барьер сильно уязвим.

Стадия

Возраст ребенка Что происходит с иммунитетом Риск для здоровья
1 период развития Первые 29 дней жизни Защитные силы продолжают поддерживать антитела матери. Они достаются младенцу через материнское молоко. Иммунитет новорожденного во многом зависит от питания молодой мамы. Имеет значение: достаточно ли витаминов, минералов поступает с питанием, нет ли вредных привычек. Сопротивление патогенной флоре пока очень слабое. Существует риск развития гнойных поражений отдельных участков тела, гнойничков при неправильном уходе. В редких случаях развивается опасный сепсис – воспалительный процесс в крови.
2 период развития 3-6 месяц Количество материнских антител постепенно сокращается, а собственных пока недостаточно. Те, что есть не оставляют иммунологической памяти. Ребенок может быстро заболеть гриппом, подхватить насморк, кашель. Если в этом возрасте ребенок заболел корью (гриппом, коклюшем), то иммунитет не вырабатывается и риск подхватить заболевание второй раз высокий. В этот период дает о себе знать предрасположенность к аллергии, развивается дисбактериоз при несвоевременном питании, нарушении диеты мамы (если вскармливание грудное).
3 период развития С 6 до 24 месяцев Материнские антитела прекращают помогать ребенку, а собственных клеток еще крайне мало. Этот период считается для иммунитета ребенка весьма опасным. Проявляет себя предрасположенность к кожным болезням – появляются дерматиты, многие дети страдают диатезом. Все чаще появляется аллергическая реакция на отдельные виды продуктов питания, молоко. Дети часто болеют простудами, страдают насморком и другими ЛОР-заболеваниями.
4 период развития 4-6 лет жизни Формирование антител идет очень медленно. Иммунитет крайне слаб. Сохраняется высокий риск подхватить вирусы: именно поэтому в детских садах дети беспрерывно болеют. Если болезни запустить, недуги могут перейти в хроническую форму. Иммунологи говорят: задатки многих взрослых хронических «болячек» закладываются именно в этом возрасте.
5 период развития 12-13 лет у девочек, 14-15 лет у мальчиков. Иммунные силы подростков заметно укрепляются, их формирование подходит к концу. Но начинаются «игры гормонов». Растет число андрогенов (половых гормонов), отчего подавляется клеточный иммунитет, и число антител уменьшается. Становится окончательно видно: как будет организм реагировать на атаку вирусов: сильно или слабо. Поскольку подростки начинают баловаться сигаретами, пробуют спиртные напитки, едят вредную пищу (фастфуд) врачи говорят о проверке защитных сил на воздействие внешних факторов. От этого развивается кашель, появляются угри. Зато снижается риск заболеть бронхиальной астмой, дерматитом – то есть любой патологией, вызванной аллергией.

Если внимательно следить за реакцией организма ребенка в критические периоды, можно понять многое. Например, выяснить: склонен ли он к аллергии, долго ли болеет простудой, да и в принципе как часто это происходит. Именно в критические периоды болезни могут меняться: аллергический ринит переходить в астму, или астма в реакцию на продукты питания (включая неожиданные).

Выводы и наблюдения за тем, как формируется иммунитет ребенка помогают корректировать курс лечения, проводить своевременную профилактику, уделять большее внимание здоровью малыша.

Что вредит детскому иммунитету

Понимая всю нежность и хрупкость детского организма, родители, бабушки и дедушки принимаются активно его опекать. В практике врачей скорой помощи есть случаи откровенно парадоксальных поступков, которые должны были помочь ребенку, но на деле привели к роковым последствиям. Одна бабушка решила вылечить кашель младенца в сильно натопленной бане. Это привело к разрыву сосудов головного мозга, отеку и гибели малыша. Вот почему врачи единогласно призывают помогать формированию иммунитета у детей, придерживаясь здравого смысла.

Что вредно ребенку:

  • Тугое пеленание. Плотные пеленки не дают сформироваться естественной терморегуляции. Легкий ветерок — ребенок заболевает.
  • Вредные привычки родителей. Пассивное курение разрушает ценный витамин С. А ведь именно аскорбиновая кислота существенно повышает способность адаптироваться к внешним условиям, сопротивляться инфекциям.
  • Иммуномодуляторы. Современные родители поддаются массовому увлечению, покупая стимуляторы при первом «чихе». Невинная эхинацея и та вносит дисбаланс при простуде, мешая защитным силам становится сильнее. К тому же многие стимуляторы являются продуктами растительного происхождения и изготавливаются на травах. Травы чреваты аллергиями.
  • Стерильные условия. Антитела начинают вырабатываться только в обычных условиях, без фанатичной слежки за чистотой. Ребенок обязательно встретится с бактериями при контакте с другими детьми в садиках, школах, на прогулках в парках. И большой вопрос, как организм отреагирует на новые для себя условия.

Наконец, не стоит перегружать детей «развивалками». Особенностью незрелой иммунной системы является быстрая реакция на чрезмерные нагрузки. Постоянно уставший ребенок – значит болезненный. Здоровые дети должны много гулять, играть, есть вкусную домашнюю пищу, фрукты, овощи и кисломолочные продукты и заниматься спортом. Тогда никакие болезни им не будут страшны.

Возрастные особенности иммунитета. Основы активной иммунизации.

Эффективная работа иммунной системы любого человека зависит от различных факторов (правильного питания, здорового образа жизни, генофонда и др.).

Не последнюю роль в ее состоянии играет и возраст. Дело в том, что любой человек проходит такие этапы в жизни , когда иммунитет у него значительно ослаблен. Поэтому, если вы следите за здоровьем, важно знать, что такое возрастные особенности иммунитета.

Как и другие системы организма, защитные факторы претерпевают серьезные возрастные изменения. Иммунная система развивается полностью только к 15-16 годам. Затем ее функции ослабевают только тогда, когда человек начинает стареть. Давайте подробнее рассмотрим этапы формирования иммунитета.

Иммунитет у плода

Еще во время внутриутробного развития у эмбриона начинают формироваться органы иммунной системы, возникают популяции соответствующих клеток. При этом иммунная система мамы остается толерантной по отношению к аллоантигенам плода, так как их число на данный момент еще невелико.

Иммунитет у детей

Хоть ко времени рождения иммунная система полностью организована, нормально функционировать она не может, потому что в ней еще нет необходимых компонентов и иммунокомпетентных клеток. Инфекция может свободно проникнуть в организм ребенка, поэтому его нужно особенно старательно оберегать и поддерживать полную гигиену в помещении.

По мере развития ребенок должен пройти через несколько критических периодов, когда иммунная система может давать неадекватные или даже парадоксальные реакции на антигенные стимулы.

В первые 30 суток после рождения иммунитет младенца еще не сформировался, поэтому он не проявляет активности и практически не может противостоять болезням. Единственное средство защиты – материнские клетки.

Следующий критический период иммунной системы проходит с третьего по шестой месяцы. За это время материнские защитные элементы исчезают из кровотока ребенка, поэтому он становится очень чувствительным ко всевозможным респираторным вирусным инфекциям (парагрипп, аденовирусы и др.). Очень низкой активностью на данном этапе характеризуются иммунокомпетентные клетки, поэтому у ребенка могут проявиться наследственные дефекты его иммунной системы, которые называются ранними.

Второй год жизни является третьим критическим периодам в развитии иммунитета маленького человека. Хоть его иммунная система и функционирует полноценно, но дефицит местных защитных элементов все еще сохраняется. Это проявляется в высокой подверженности малыша к вирусным и бактериальным возбудителям.

Четвертый критический этап становления иммунитета наблюдается уже с 4 по 6 год жизни. За это время иммунная система развивается почти до уровня взрослого человека, но местная защита остается низкой. Этот период характеризуется проявлением поздних наследственных дефектов защитной системы.

Подростковый возраст является пятым критическим периодом в развитии иммунитета. Именно тогда у подростка активно синтезируются половые гормоны, которые и угнетают иммунные реакции. Из-за этого человек становится очень восприимчивым к микробам, аутоиммунным и лимфопролиферативным заболеваниям.

Возрастные особенности иммунитета у пожилых людей

Иммунокомпетентные клетки у стареющих людей постепенно ослабевают, поэтому иммунные реакции также снижают свою активность. В этом возрасте увеличивается риск развития злокачественных опухолей и аутоиммунных состояний, а также иммунодефицита.

Во все эти периоды необходимо усиленно следить за здоровьем, питанием и образом жизни, тогда иммунитет вас не подведет.

При проведении активной иммунизации используется живая или неживая вакцины. Живая вакцина — это возбудители болезни, которые сохранили способность к размножению, но оказываемое ими действие очень слабо выражено. Такой вакциной прививают против оспы, полиомиелита, туберкулеза, желтой лихорадки, кори, краснухи и свинки.

Неживая вакцина содержит возбудителей болезни, которые не могут размножаться, однако остаются достаточно активными для того, чтобы способствовать образованию в организме антител. Такой вакциной прививают от холеры, тифа, паратифа, коклюша и гриппа.

Так ли беззащитен новорожденный? Особенности иммунитета малышей

Иммунитет обеспечивает защиту организма от чужеродных для него веществ – антигенов. Свойствами антигенов обладают бактерии, вирусы, паразиты, продукты их жизнедеятельности, а также измененные клетки собственного организма и искусственные высокополимерные соединения. Защиту организма от инфекции обеспечивают факторы неспецифической защиты и иммунная система.

В норме здоровый доношенный новорожденный ребенок имеет особое, отличное от взрослого, состояние иммунной системы, являющееся биологически целесообразным. Из стерильных условий внутриутробного развития ребенок переходит в мир, где на него с первой секунды жизни (и даже во время родов) обрушивается огромное количество ранее не знакомых ему антигенов. Однако природа распорядилась так, что состояние иммунной системы новорожденного малыша сдерживает избыточный иммунный ответ, который мог бы возникнуть на такую колоссальную антигенную стимуляцию. Это становится возможным за счет незрелости многих звеньев иммунитета и повышенной функции супрессорных (то есть сдерживающих) факторов иммунитета.

Неспецифическая защита организма

Само название «неспецифическая система защиты от инфекций» говорит о том, что компоненты этой системы не обладают специфическим действием по отношению к различным видам возбудителей. В основе неспецифической системы защиты лежит естественная невосприимчивость организма к инфекционному агенту.

Неспецифическую защиту организма от инфекций обеспечивает множество факторов. Так, первым препятствием на пути возбудителей инфекций становятся физиологические барьеры – кожа и слизистые оболочки. Помимо механического действия проникновению инфекции через кожу и слизистые препятствует множество других факторов защиты: определенная рН (кислотность), вырабатываемые бактерицидные (то есть убивающие микробов) вещества, сопротивляемость нормальной микрофлоры, заселяющей кожу и слизистые. Постоянные направленные колебания ресничек бронхов удаляют чужеродные вещества и микроорганизмы, попадающие в дыхательные пути. Кислая среда желудка обезвреживает микробы, поступающие с пищей и питьем. Неспецифическую защиту создают многие бактерицидные вещества, находящиеся в крови, слюне и межклеточном пространстве. К таким веществам, например, относится лизоцим.

У новорожденных детей активность большинства факторов неспецифической защиты снижена. Так, кожа у них тонкая, структура ее незрелая, рН недостаточная, вследствие чего кожные покровы имеют повышенную проницаемость и восприимчивость к инфекциям.

Защита всех слизистых оболочек у них также ненадежная – для них характерна высокая проницаемость и низкая активность бактерицидных веществ.

Недостаточная кислотность желудочной среды и высокая проницаемость кишечной стенки определяет низкую сопротивляемость новорожденных к возбудителям инфекций и токсинам, попавшим с едой и питьем. Однако природа предусмотрела для совсем маленьких деток прекрасную защиту – грудное вскармливание, в полной мере являющееся профилактикой кишечных инфекций. Учитывая повышенную восприимчивость новорожденных малышей к кишечным инфекциям, очень важным является строгое соблюдение асептических условий при искусственном вскармливании (стерилизация бутылочек, использование свежеприготовленной смеси, употребление специальной детской или кипяченой воды), а также правильное хранение сцеженного грудного молока при его использовании.

К факторам неспецифической защиты относятся также фагоцитоз, система комплемента, лизоцим, интерферон. Они являются более древними механизмами защиты, чем специфическая иммунная система.

Фагоцитоз – процесс поглощения и переваривания антигенов специальными клетками. К таким клеткам относятся клетки крови – нейтрофилы, моноциты – и специальные тканевые клетки – макрофаги. У новорожденных детей значительно снижена активность завершающей фазы фагоцитоза, во время которой происходит переваривание и полное уничтожение возбудителя.

Комплемент – система веществ (белков) крови, основной функцией которых является разрушение вирусных частиц, бактерий, паразитов и опухолевых клеток. Ребенок рождается с низкой активностью системы комплемента.

Недостаточность фагоцитоза и системы комплемента определяют склонность новорожденных детей к более тяжелому течению инфекций и развитию осложнений (генерализация, поражение нескольких органов, сепсис).

Лизоцим – это белок, который разрушает оболочку бактерий, вызывая их гибель. Богаты лизоцимом лейкоциты, слеза, слюна, кровь. Дополнительные количества лизоцима новорожденный ребенок получает с грудным молоком.

Интерферон – белок, обладающий противовирусным свойством. Интерферон способны вырабатывать практически все клетки, но наиболее активно – лейкоциты. Интерферон подавляет размножение большинства вирусов и некоторых внутриклеточных возбудителей. У новорожденных способность вырабатывать интерферон снижена, это определяет ослабленную степень защиты новорожденных детей от вирусных инфекций.

Специфическая (иммунная) защита

К иммунной системе относятся органы, ткани и клетки, обеспечивающие специфическую защиту организма от чужеродных агентов. Реакции иммунной системы обладают высокой специфичностью, то есть иммунная система распознает конкретный антиген и воздействует на него с помощью специально направленных реакций.

Центральный орган иммунной системы – вилочковая железа (тимус), она расположена за верхней частью грудины. В вилочковой железе созревают основные клетки, обеспечивающие иммунную защиту организма, – лимфоциты.

Иммунная защита организма осуществляется двумя способами – специфическими клеточными механизмами и гуморальными.

Клеточный иммунный ответ обеспечивают Т-лимфоциты. При первой встрече с антигеном в Т-лимфоцитах происходят сложные реакции, называемые сенсибилизацией. В результате этих реакций Т-лимфоциты приобретают способность отличать этот антиген от множества других чужеродных веществ и осуществлять четко направленную реакцию именно на этот антиген. При взаимодействии антигена с лимфоцитом образуются 2 вида Т-лимфоцитов: Т-лимфоциты-киллеры и Т-клетки памяти. Т-лимфоциты-киллеры разрушают чужеродные агенты, а клетки памяти хранят информацию о данном конкретном антигене и «патрулируют» организм, чтобы в случае повторного попадания данного антигена ускорить специфический ответ иммунной системы.

Особенностью новорожденных детей является наличие большого процента так называемых невинных лимфоцитов (необученных), которые еще не встречались с антигенами (не сенсибилизированы). Другой особенностью их клеточного иммунитета является сниженная киллерная активность Т-лимфоцитов. Полноценной реакции лимфоцитов на антигены мешает и избыточный уровень Т-лимфоцитов-супрессоров – клеток, которые подавляют иммунный ответ.

Такие особенности клеточного иммунитета необходимы для нормального развития плода во внутриутробном периоде в условиях постоянного взаимодействия с клетками и веществами организма мамы, а также для предотвращения чрезмерной реакции иммунной системы в ответ на высокую антигенную стимуляцию после рождения ребенка. С другой стороны, эти же особенности клеточного иммунитета новорожденного ребенка приводят к недостаточности иммунного ответа на вторжение инфекции.

Гуморальный иммунный ответ осуществляется через жидкие среды организма – кровь, лимфу, межклеточную жидкость. Основными факторами гуморального иммунного ответа являются антитела – белки, которые связывают чужеродные агенты. После этого подключаются другие звенья иммунитета (система коплемента), и происходит разрушение опасных микробов и веществ. Антитела (они же иммуноглобулины) синтезируются В-лимфоцитами. Команду о начале синтеза антител В-лимфоцитам передают другие клетки иммунной системы: Т-лимфоциты и макрофаги встречаются с чужеродным агентом и затем информируют В-лимфоцит о конкретной структуре антигена, после чего В-лимфоцит начинает синтезировать специфические антитела. У новорожденных детей количество В-лимфоцитов, которые уже стали вырабатывать антитела, значительно снижено.

При первой встрече с антигеном образуются иммуноглобулины класса М (IgM). Через 4–5 дней начинают образовываться иммуноглобулины класса G (IgG). Иммуноглобулины класса М менее специфичны, но более эффективны для нейтрализации антигенов, чем IgG, поэтому IgM являются первой линией специфической гуморальной защиты. У новорожденного ребенка IgM в крови обнаруживаются в очень низких концентрациях (эти антитела не проходят через плаценту, способность к их синтезу у новорожденных снижена). В течение 1–2-го года жизни, по мере того как ребенок встречается с разнообразными антигенами, количество антител класса М у него повышается.

Уровень антител класса G у новорожденного соответствует материнскому, так как эти иммуноглобулины проникают через плаценту; таким образом обеспечивается передача гуморального иммунитета от матери к плоду. Иммуноглобулины G, циркулирующие в крови матери, обладают специфичностью ко многим инфекциям, с которыми встречалась мама на протяжении своей жизни, поэтому плоду с помощью IgG передается мощная защита от большинства распространенных токсинов, вирусов и бактерий (респираторных инфекций, некоторых кишечных инфекций, кори, краснухи, ветряной оспы, цитомегаловируса, герпеса и др.). IgG от всех инфекций, которыми болела мама, будут переданы ее ребенку. Иммуноглобулины класса G передаются малышу и через грудное молоко, тем самым обеспечивая дополнительную иммунную защиту при грудном вскармливании.

У недоношенного ребенка уровень иммуноглобулинов значительно ниже, так как наиболее активный трансплацентарный переход иммуноглобулинов осуществляется на последних неделях беременности. В связи с этим противоинфекционная защита у недоношенных детей (особенно родившихся до 32-й недели) значительно более слабая, чем у новорожденных, родившихся в срок.

В первые полгода концентрация IgG в крови здоровых доношенных детей постепенно снижается, достигая к 6–7 месяцам минимальных значений, что связано с разрушением материнских антител, потерю которых не может восполнить еще недостаточно активный собственный уровень их синтеза. Данное обстоятельство определяет повышенную чувствительность к инфекционным заболеваниям и частую заболеваемость ОРВИ детей в возрасте от 6 месяцев до 2 лет. Необходимо подчеркнуть, что процессы, происходящие в организме ребенка в это время, а именно разрушение антител, переданных через плаценту, имеет первостепенное значение даже при сохранении грудного вскармливания в этот период. Грудное вскармливание на этом этапе уже не имеет определяющего значения для формирования иммунной защиты, из грудного молока антител поступает гораздо меньше. Однако у ребенка вырабатывается свой иммунитет, что зависит от условий ухода, нормального питания в соответствии с возрастом и адекватной антигенной стимуляции.

Еще один класс иммуноглобулинов – это иммуноглобулины А (IgA). Основная его часть называется секреторным IgA, так как синтезируется он в подслизистом слое и остается на слизистой оболочке. Важной функцией секреторного IgA является местная защита всех слизистых оболочек от чужеродных агентов и вторжения инфекции. Секреторные IgA содержатся в слюне, слезах, секретах слизистой носа и бронхов, слизистой кишечника и др. Они связывают микроорганизмы, предотвращая прикрепление их к слизистой оболочке пищеварительного тракта, и обладают выраженным бактерицидным действием. Уровень секреторного IgA у новорожденных и детей 1-го года жизни очень низкий, он нарастает медленно, становясь значимым к 5 годам. Богатым источником секреторного IgA является грудное молоко, особенно молозиво. Благодаря этому обеспечивается высокая защита детей первых месяцев жизни при естественном вскармливании. Самостоятельный синтез IgA в самом раннем возрасте недостаточен для полноценной защиты. Поступление IgA с молозивом и грудным молоком способствует заселению кишечника благоприятной флорой и обеспечивает дополнительной защитой от кишечных инфекций.

Таким образом, незрелость многих звеньев противоинфекционной защиты организма новорожденного ребенка компенсируется пассивной передачей иммуноглобулинов через плаценту (IgG) и грудное молоко (IgG, IgA).

Как развивается иммунитет

Развитие иммунной системы является генетически запрограммированным процессом. Процесс развития и созревания начинается внутриутробно, но наиболее мощный стимул к развитию иммунная система получает после рождения ребенка в результате воздействия значительной антигенной стимуляции. В первую очередь в этой роли выступают микроорганизмы, заселяющие кожу, верхние дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт. Поэтому имеет большое значение первоначальное заселение слизистых оболочек ребенка благоприятной флорой. Очень важно для этого наличие здоровой флоры в материнских родовых путях. Дисбактериозы влагалища, имеющиеся у мамы, неблагоприятны для формирования микрофлоры у новорожденного ребенка. Поэтому во время беременности обязательно нужно лечить такие состояния. Послеродовый контакт мамы и ребенка «кожа к коже» и, конечно же, получение капель молозива крайне важны для развития нормальной флоры у новорожденного. Молозиво, образующееся в течение первых дней лактации, является очень ценным питанием для малыша: оно богато ценными питательными веществами, гормонами, витаминами, факторами роста, иммунноглобулинами и многими другими факторами противоинфекционной защиты. Если ребенок не получил молозива, но в последующем грудное вскармливание налажено, то малыш получит все необходимые компоненты.

Возрастная незрелость специфической и неспецифической защиты ребенка первых лет жизни определяет высокую восприимчивость его к инфекционным агентам и их токсинам. Это проявляется более легким возникновением инфекционного заболевания, более тяжелым его течением, большим риском развития осложнений и генерализации инфекции (то есть вовлечения в нее многих систем организма). Особенно беззащитными по отношению к инфекциям являются недоношенные детки, вследствие выраженной незрелости всего организма, в том числе иммунитета, а также недостаточной трансплацентарной передачи антител от мамы.

Очень важным для правильного формирования иммунитета у новорожденного ребенка является поддержание здоровья у будущей мамы. Заболевания мамы инфекциями, передающимися половым путем, осложнения беременности, вредные привычки (в том числе курение) неблагоприятно сказываются на формировании иммунитета у плода и будущего ребенка, приводя к его ослаблению и недостаточности.

Помощь иммунитету новорожденного

Основными линиями защиты от инфекций для новорожденных и грудных детей являются:

  • Поддержание здоровья будущей мамы до беременности и во время нее (для адекватного формирования иммунитета у плода и будущего ребенка).
  • Подготовка к родам. Готовясь к родам, мама будет уделять внимание правильному питанию, образу жизни, профилактике осложнений беременности и родов, что будет способствовать формированию устойчивого иммунитета у ребенка. Кроме того, подготовка к родам помогает предотвратить осложнения в родах, а следовательно, и рождение ослабленного или травмированного ребенка.
  • Грудное вскармливание.
  • Соблюдение правил ухода за ребенком.
  • Ограничение контактов. В течение первых месяцев жизни необходимо избегать посещения ребенка посторонними лицами, не рекомендуется появляться с ребенком в местах скопления людей (магазины, транспорт и т.п.).
  • Регулярные процедуры по укреплению и стимуляции иммунитета с помощью гимнастики и закаливания.
  • Поддержание благоприятной психологической обстановки в доме. Положительные эмоции, атмосфера взаимопонимания, поддержки и любви в семье является мощной защитой от неблагоприятных влияний внешнего мира, в том числе от болезней и инфекций.

Возрастные особенности иммунитета у детей

К экзогенным АГ чаще всего относят микроорганизмы (бактерии, грибы, простей­шие, вирусы), к эндогенным – клетки человека, измененные вирусами, ксенобиотиками, старением, патологической пролиферацией и др.
Защиту человека от чужеродных агентов обеспечивает иммунная система, которая состоит из цен­тральных и периферических органов. К первым относятся костный мозг и вилочковая железа, ко вторым – селезенка, лимфоузлы, лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми оболочками и кожей (рис. 1).
Главной клеткой иммунной системы является лимфоцит. Кроме того, в обеспечении иммунного ответа участвуют также тканевые макрофаги, нейтрофилы, естественные киллеры (ЕК).
Выделяют врожденный и приобретенный иммунитет. Врожденный иммунитет обеспечивается факторами естественной резистентности. Некоторые механизмы борьбы с инфекцией являются врожденными, то есть присутствуют в организме до встречи с любым инфекционным аген­том и их активность не зависит от предыдущей встречи с микроорганизмами.
Основным внешним защитным барьером, предотвращающим проникновение микроорганизмов в организм человека, являются кожа и слизистые оболочки. Защитные свойства кожи – это прежде всего ее непроницаемость (физический барьер) и на­личие на поверхности ингибиторов микроорганизмов (молочная кислота и жирные кислоты в поте и секрете сальных желез, низкий pH на поверхности).
Слизистая оболочка обладает многокомпонентным механизмом защиты. Слизь, выделяемая ее клетками, препятствует прикреплению к ней микроорганизмов; дви­жение ресничек способствует «выметанию» чужерод­ных веществ из дыхательного тракта. Слезы, слюна и моча активно вымывают чужеродные вещества со слизистых оболочек. Многие секретируемые организмом жидкости обладают специфическими бактерицидными свойствами. Например, соляная кислота желудка, спермин и цинк в сперме, лактопероксидаза в грудном молоке и лизоцим во многих внешних секретах (носовой, сле­зы, желчь, дуоденальное содержимое, грудное мо­ло­ко и др.) обладают мощными бактерицидными свойства­ми. Бактерицидным действием обладают также не­ко­торые ферменты, например, гиалуронидаза, α1–анти­трип­син, липопротеиназа.
Особый механизм защиты обеспечивает микробный антагонизм, когда нормальная кишечная микрофлора организма подавляет рост многих потенциально патогенных бактерий и грибов. В основе антагонизма лежит конкуренция за питательную среду или продукция агентов, обладающих бактерицидными свойствами. Так, например, инвазии микробов во влагалище препятствует молочная кислота, образуемая микро­бами–ком­менсалами при расщеплении гликогена, секретируемого клетками влагалищного эпителия.
Фагоцитоз является важнейшим механизмом неспецифической защиты. Моноциты, тканевые макрофаги, полиморфноядерные нейтрофилы участвуют в процессе, который способствует обработке антигена с последующим представлением его лимфоцитам для развития собствен­но иммунного ответа.
Система комплемента существенно повышает эф­фективность фагоцитоза и помогает уничтожению многих бактерий. Известно множество компонентов комплемента, они обозначаются символом «С». В организме в наибольшем количестве содержится С3–компонент комплемента. Система комплемента участвует в развитии острой воспалительной реакции в ответ на внедрение инфекционного агента. Есть данные, что С3–компонент комплемента (С3b) играет определенную роль в антителообразовании.
К неспецифическим факторам защиты относятся и белки острой фазы воспаления. Они способны инициировать реакции преципитации, агглютинации, фагоцитоза, связывания комплемента (черты, сходные с иммуноглобулинами), повышают подвижность лейкоци­тов, могут связываться с Т–лимфоцитами.
Интерферон также входит в перечень факторов неспецифической защиты, хотя и занимает среди них особое место. Он продуцируется многими клетками, появляется спустя несколько часов после заражения клетки вирусом. Воздействие «текущей инфек­ции» сопровождается образованием в клетке инактивированного вируса, который стимулирует интерферонообразование.
Организм человека обладает огромным набором средств специфической иммунной защиты. Ее осуще­ствление требует участия весьма тонких механизмов.
Гуморальный иммунитет. Специфический иммунный ответ обеспечивают анти­тела, которые в результате связывания с микробом активируют комплемент по классическому пути. Специфический иммунный ответ реализуют лимфоциты (В и Т). Предше­ственником всех иммунокомпетентных клеток является полипотентная стволовая клетка костномозгового происхождения. В–лимфоциты запрограммированы на продукцию антител (АТ) од­ной–единственной специфичности. Эти антитела присутствуют на его поверхности в качестве рецепторов для связывания антигенов. Один лимфоцит имеет на своей поверхности до 105 идентичных молекул АТ. АГ взаимодействует только с теми АТ–рецепторами, к ко­торым имеет сродство. В результате связывания АГ с АТ генерируется сигнал, который стимулирует увеличение размеров клетки, ее размножение и дифференцировку в плазма­тические клетки, которые продуцируют АТ. Значимое для определения в сыворотке количество АТ образуется чаще всего через несколько суток.
Все АТ представлены основными классами иммуно­глобулинов – IgG, IgА, IgМ, IgЕ, IgD, – которые в биологических жидкостях отражают состояние гуморального иммунитета. Классы иммуноглобулинов отличаются антигенными особенностями константных доменов тяжелых цепей (Fc–фрагмент). АТ к живым и не живым АГ входят в состав существующих классов иммуноглобулинов. Количественное со­отношение иммуноглобулинов представлено следующим образом: IgG – γ(Fc γ) – 75% (12 мг/мл); IgA – α(Fc α) – 15–20% (3,5 мг/мл); IgM – μ(Fc μ) – 7% (1,5 мг/мл); IgD – δ(Fc δ) – 0,03 мг/мл; IgE – ε(Fc ε) – 0,00005 мг/мл.
Так как возрастание количества АТ происходит в результате взаимодействия с АГ, то основанная на этом реакция получила название «приобретенный иммунный ответ». Первичный контакт с АГ оставляет отпечаток в виде некой информации – иммунологической памяти, благодаря которой организм получает способность эффективно про­тивостоять повторному заражению тем же возбудителем, т.е. приобретает состояние иммунитета. Приобретенный иммунитет характеризуется антигенной специфичностью, то есть иммунитет к одному микробу не обеспечивает защиты от другого инфекционного агента.
Клеточный иммунитет. Многие микроорганизмы обитают внутри клеток организма–хозяина и поэтому недоступ­ны для действия антител. Облигатные внутриклеточные паразиты, в частности вирусы, способны раз­множаться только внутри клеток. Факультативно вну­три­клеточные микроорганизмы (микобактерии, лейшмании и др.) могут размножаться как в клетках, глав­ным образом в макрофагах, так и вне их. Внутри­кле­точный способ все же остается предпочтительнее, т.к. обеспечивает защиту от факторов иммунитета. Против внутриклеточных паразитов в организме действует особый механизм приобретенного иммунитета. Он обеспечивается отдельной субпопуляцией лимфоцитов, называемых Т–клетками (Т–лимфоциты).
Онтогенез местного иммунитета. Местный иммунитет обеспечивается лимфоидным аппаратом субэпителиальных пространств и эпителиальными клетками, покрывающими слизистые оболочки органов, сооб­щающих­ся с внешней средой. Главным имму­но­глобулином яв­ляется sIgA. Ребенок рождается без sIgA. Секретор­ный ком­понент IgA – (SC) у новорожденного ребенка также отсутствует. Его следовые количества появляются к 5–7–му дню жизни. Иногда вместо sIgA у ребенка обнаруживают sIgМ, который в определенной степени берет на себя функцию sIgA, что отражает эволюционные особенности развития иммунного ответа. Этот факт важно учитывать при оценке секреторного имму­нитета у младенцев и детей дошкольного возраста. Возрастная динамика секреторного иммуноглобулина А совпадает с динамикой сывороточного IgA. Се­кре­тор­ный иммуно­глобу­лин достигает в секретах максимальной концентрации к 10–11 годам.
Для понимания функциональных возможностей иммунитета растущего организма важно знать физиологию его становления, которая характеризуется наличием пяти критических периодов развития.
Первый критический период приходится на возраст до 28 дней жизни, второй – до 4–6 мес., третий – до 2 лет, четвертый – до 4–6 лет, пятый – до 12–15 лет.
Первый критический период характеризуется тем, что иммунная система ребенка подавлена. Имму­нитет имеет пассивный характер и обеспечивается материнскими АТ. В то же время собственная им­мунная система находится в состоянии супрессии. Система фагоцитоза не развита. Новорожденный проявляет слабую резистентность к условно–пато­ген­ной, гноеродной, грамот­рицательной флоре. Харак­тер­на склонность к генерализации микробно–воспали­тель­ных процессов, к септическим состояниям. Очень высока чувствительность ре­бен­ка к вирусным инфекциям, против которых он не за­щи­щен материнскими антителами. Примерно на 5–е сут­ки жизни осуществляется первый перекрест в фор­муле белой крови и устанавливается абсолютное и относительное преобладание лимфоцитов.
Второй критический период обусловлен разрушением материнских антител. Первич­ный иммунный ответ на проникновение инфекции развивается за счет синтеза иммуноглобулинов класса М и не оставляет иммунологической памяти. Такой тип иммунного от­вета наступает также при вакцинации против инфекционных заболеваний, и только ревакцинация формирует вторичный иммунный ответ с продукцией антител класса IgG. Недостаточность системы местного иммунитета про­является повторными ОРВИ, кишечными инфекциями и дисбактериозом, кожными заболеваниями. Дети отличаются очень высокой чувствительностью к респираторному синцитиальному вирусу, ротавирусу, вирусам пара­гриппа, аденовирусам (высокая подверженность воспалительным процессам органов дыхания, кишечным инфекциям). Атипично протекают коклюш, корь, не оставляя иммунитета. Дебюти­руют многие наследственные болез­ни, включая первичные иммунодефициты. Резко нарастает частота пищевой аллергии, маскируя у детей атопические проявления.
Третий критический период. Значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром (свобода передвижения, социализация). Сохраняется первичный иммунный ответ (синтез IgM) на многие антигены. Вместе с тем, начинается переключение иммунных реакций на образование антител класса IgG. Система местного иммунитета остается незрелой. Поэтому дети остаются чувствительными к вирусным и микробным инфекциям. В этот период впервые проявляются многие первичные иммунодефициты, аутоиммунные и иммунокомплексные болезни (гломерулонефрит, васкулиты и др.). Дети склонны к повторным вирусным и микробно–воспалительным заболеваниям органов дыхания, ЛОР–ор­ганов. Становятся более четкими признаки иммунодиатезов (атопический, лимфатический, аутоаллергический). Проявления пищевой аллергии постепенно ослабевают. По иммунобиологическим характеристикам значительная часть детей второго года жизни не готова к условиям пребывания в детском коллективе.
Четвертый критический период отличается тем, что средняя концентрация IgG и IgM в крови соответствует уровню взрослых, однако уровень IgA в крови еще не достигает окончательных значений. Содержание IgE в плазме крови отличается макси­мальным уровнем в сравнении с другими возрастными периодами, что отчасти обусловлено довольно частыми в это период паразитарными инфекциями – лямблиозом, гельминто­зами. При этом уровень сывороточного IgА остается ниже нормы. Это нередко рассматривается как фактор риска формирования многих хронических заболеваний полигенной при­роды. Может нарастать аллергическая патология.
Пятый критический период происходит на фоне бурной гормональной перестройки (приходится на 12–13 лет у девочек и 14–15 лет – у мальчиков). На фоне повышения секреции половых стероидов уменьшается объем лимфоидных органов. Секреция половых гормонов ведет к подавлению клеточного звена иммунитета. Содержание IgE в крови снижается. Окончательно формируются сильный и слабый типы иммунного ответа. Нарастает воздействие экзогенных факторов (куре­ние, ксенобиотики и др.) на иммунную систему. Повышается чувствительность к микобактериям. После некоторого спада отмечается подъем частоты хронических воспалитель­ных, а также аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний. Тяжесть атопических болезней (бронхиальная астма и др.) у многих детей временно ослабевает, но они могут рецидивировать в молодом возрасте.
Может ли у ребенка снижаться иммунитет?
Причин и факторов риска снижения иммунитета много. Транзиторное снижение иммунитета вызывают недостаточное по белку и энергии питание, дефицит потребле­ния микронутриентов, особенно витаминов А, С, Е, Д, β–каротина, эссенциальных микроэлементов (цинк, железо, селен, йод), полиненасыщенных жирных кислот, наличие хрони­ческих болезней органов пищеварения, инфекционных болезней в анамнезе, прием антибиотиков, воздействие экопатологических факторов, нарушение состава кишечной микро­флоры.
Известно, что недостаточное потребление белка и энергии снижает синтез антител. Дефицит в рационе по­линенасыщенных жирных кислот, витаминов А, С, β–ка­ротина, цинка со­провождается нарушениями во всех звеньях иммунного ответа. Недостаток йода снижает активность фагоцитарного звена, компонентов антиоксидантной защиты (витамины А, Е, цинк, селен, др.), неблагоприятно влияет на функциональную активность и жизнедеятельность иммунокомпетентных клеток.
В современных условиях дети подвергаются воздействию вышеперечисленных факторов риска нарушений работы иммунной системы. В реальных условиях эти факторы неблагопри­ятно влияют на иммунитет у населения всех возрастных групп.
Учитывая изложенное, очевидно, что иммунореабилитационные мероприятия заслуживают особого внимания и должны стать составляю­щими программ сохранения и восстановления здоровья. В педиатрической практике достаточно широко применяются иммуномодулирующие средства. Однако до конца нет ясности в том, ка­кие средства должен применять педиатр и как их не­обходимо выбирать.
Что известно про препараты, которые могут изменять работу иммунной системы?
Среди иммунотропных препаратов выделяют три основных группы:
• иммуностимуляторы;
• индукторы иммунологической толерантности;
• иммуносупрессанты (рис. 2).
В компетенции врача–педиатра может быть только назначение препаратов, способных оказывать «мягкое» модулирующее действие на иммунную систему.
Среди препаратов, направленных на повышение иммунитета, по нашему мнению, целесообразно выделять три группы лекарственных средств. 1–я группа – пре­параты, способствующие процессам возрастного созревания иммунной системы; 2–я группа – препараты, направленные на повышение функциональной активности иммунной системы; 3–я группа – препараты, относящиеся к средствам «неотложной» поддержки иммунной системы (рис. 3).
К препаратам 1–й группы (способствуют созреванию иммунокомпетентных клеток и функционированию иммунной системы) относят иммунонутриенты (эссенциальные микроэлементы (МЭ), витамины, полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), и т.д.) и пробиотики. Во 2–ю группу входит наибольшее количество иммуно­тропных средств. Среди препаратов этой группы выделяют иммунотропные средства разной природы: эндогенного происхождения и их синтетические аналоги; экзогенные вещества и их синтетические аналоги, синтетические вещества, способные влиять на разные звенья иммунной системы, в том числе препараты интерферона. К 3–й группе относят препараты иммуноглобулинов для внутривенного и/или внутримышечного введения (их применяют для неотложной помощи иммунной системе).
При выборе иммунотропных препаратов важно иметь в виду, что естественная активация иммунной системы обеспечивается нормальной кишечной микрофлорой.
Как известно, иммунная система ребенка формируются внутриутробно. Ребенок рождается со стерильным кишечником. При этом дифференцировка Т–хел­перов ориентирована на преимущественное образование Т–хелперов второго типа (Th2), которые способствуют образованию IgE, повышающих риск развития атопических болезней. Главным условием дальнейшего созревания и функционирования иммунной системы ре­бенка является обеспечение полноценным питанием (витамины и эссенциальные микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты) и заселение открытых локусов нормаль­ной микрофлорой. Наибольшее значение имеет микрофлора кишечника. Нормальная микрофлора у здорового новорожденного прерывает сложившуюся внутриутробно диффе­рен­ци­ровку Т–хелперов преимущественно в хелперы второго типа и обеспечивает нормальное соотношение Th1 и Th2 (1:2). Нормализация соотношения этих клеток, с одной стороны, способ­ствует повышению пищевой толерантности, с другой – снижению риска развития воспалительных болезней на иммунной основе.
Микрофлора кишечника и в постнеонатальный пе­риод во многом определяет ка­чество иммунного ответа, работу местного и системного иммунитета.
Какие препараты иммунотропного действия популярны у врачей?
Наиболее широкое применение в практике врача нашли препараты естественного происхождения, то есть те, которые соответствуют по составу факторам естественной рези­стентности. Среди них особое место занимает интерферон.
Интерфероны (ИФН) – это группа генетически детерминированных, биологически активных белков, синтезируемых ядросодержащими клетками в процессе защитной реакции на воздействие агентов, несущих на себе признаки генетически чужеродной информации. Эти белки способны неспецифически подавлять внутриклеточные этапы репродукции широкого круга микроорганизмов (вирусы, бактерии, простейшие, хламидии, риккетсии и др.). Интерфероны формируют защитный барьер на пути вирусов намного раньше специфических защитных реакций иммунитета, стимулируя клеточную резистентность, делая клетки непригодными для размножения вирусов.
Выделяют интерфероны первого (ИФН–I) и второго типа (ИФН–II). К интерферону 1–го типа относят ИФН–α (альфа), ИФН–β (бета), ИФН–δ (дельта), ИФН–ω (омега), ИФН–τ (тау), 2–го типа – ИФН–γ (гамма), ИФН–λ (ламда). Они имеют ряд общих биологических свойств, но различаются по молекулярной структуре. Более всего изучены ИФН–α, ИФН–β и ИФН–γ. У че­ло­века существует по одному подтипу интерферонов β и γ и по крайней мере 14 разновидностей интерферона α. Наиболее значимыми являются интерфероны класса α2, которых в организме вырабатывается больше всего.
Многочисленными исследованиями установлено, что интерфероны обладают антивирусным, антибактериальным, антипролиферативным и иммуномодулирующим действием. Большой интерес представляет выявленное в последние годы антибактериальное действие интерферонов в отношении грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов. Кроме непосредственного действия на вирусы и другие микроорганизмы интерфероны являются важными модуляторами иммунитета, что позволяет отнести их к семейству регуляторных цитокинов.
Для врачей представляет особый интерес модулирующее влияние ИФН на иммунную систему (активация иммунитета, в том числе интерферонопродукции в случае, если они понижены и снижение их активности – если повышены). На фоне ИФН не отмечается сдвигов в иммунной системе, если отклонений от нормы до начала лечения не зарегистрировано). Важным достоинством препаратов интерферона является их способность оказывать положительное влияние на иммунную систему при применении невысоких терапевтических доз препарата. Кроме того, препараты интерферона хорошо сочетаются с другими лекарственными средствами, в том числе антибиотиками и химиопрепаратами, имеют минимальный риск нежелательных эффектов (например, гриппоподобный эффект) при ректальном введении и могут назначаться детям любого возраста.
Введение экзогенного интерферона позволяет обеспечить элиминацию инфекционного агента задолго до того, как собственные клетки начинают син­те­зи­ровать эндогенный интерферон в достаточном количестве. Кроме того, введение интерферона позволяет разгрузить пораженные клетки и ком­пенсировать их неспособность к продукции соб­ственного интерферона в необходимых количе­ствах. Наконец, ускоренная элиминация инфек­ционного агента при введении экзогенного интер­ферона позволяет сократить сроки течения инфек­ционного процесса, что препятствует достижению критической концентрации провоспалительных цитокинов. Установлено, что под влиянием интерферона в организме усиливается активность естественных киллеров, цитотоксических Т–лимфоцитов, Т–хелперов, фагоцитарная активность, экспрессия анти­генов HLA–системы 1–го и 2–го типа.
В практике здравоохранения применяются препараты интерферона двух поколений. Препараты 1–го по­коления, имеющие природное происхождение, по­лученные из донорской крови, и разработанные с помощью генной инженерии – рекомбинантные формы интерферона.
Препараты интерферонов применяются в первую очередь при вирусных инфекциях, среди которых наиболее изучены острые и хронические вирусные гепатиты, герпетические поражения, грипп, ОРВИ и другие. Показана эффективность интерферонов при лечении цитомегаловирусной инфекции, различных бактериальных заболеваний (гнойно–септическая инфекция у новорожденных и хирургических больных, хламидиоз и др.). Интерфероны используются также при многих он­кологических заболеваниях. В настоящее время разработаны методические документы и стандарты на­зна­че­ния интерферона для лечения различных заболеваний.
Россия не была первой страной, которая разработала технологию получения и начала клиническое применение рекомбинантных интефероновых препаратов. Однако создание ректальных и вагинальных суппозиториев на основе рекомбинантного интерферона является уникальной отечественной разработкой.
В настоящее время в практике врача все шире применяется препарат Кипферон® суппозитории для вагинального или ректального введения. Это комбинированный препарат, состоящий из рекомбинантного интерферона–a 2b (500000 МЕ) и комплексного иммуноглобулинового препарата (КИП) в количестве 60 мг. КИП содержит в своем составе набор высокоспецифичных антител в составе иммуноглобулинов G, A, M к распространенным и циркулирующим на территории России и стран СНГ патогенным микроорганизмам: герпесвирусы, цитомегаловирусы, ротавирусы, хламидии, уреаплазма, стафилококки, стрептококки, энтеробактерии (шигеллы, салмонеллы, ишерихии), грибы и др. Широкий спектр антител в составе иммуноглобулинов КИПа позволяет препарату активно действовать на разнообразные ассоциации микроорганизмов. С другой стороны, интерферон обладает противовирусным, антибактериальным, антипротозойным, противовоспалитель­ным эффектом а также активирует функцию иммунокомпетентных клеток и стимулирует синтез γ–интерферона – важнейшего фактора противоинфекционной защиты. Интерферон α2b эффективно участвует в процессах элиминации возбудителя, обеспечивает профилактику осложнений инфекционного процесса, активирует иммунную систему и повышает иммунологическую реактивность организма. Име­ющиеся клинические исследования этого комбинированного препарата иммуноориентированного действия свидетельствуют также о том, что за счет активации синтеза g–интер­фе­ро­на у пациента повышается уровень sIgA и улучшается состояние местного иммунитета в целом.
Если суммировать эффекты Кипферона®, то можно считать, что его применение гарантирует двойную защиту от инфекции, поскольку направлено на уничтожение возбудителей болезни за счет антител, присутствующих в составе КИПа, и одновременно на скорейшее выздоровление благодаря стимуляции клеточного иммунитета, активной продукции γ–интерферона и повышению уровня местного иммунитета.
Самостоятельной положительной оценки заслуживает то, что Кипферон® относится к свечной форме лекарственных средств. К преимуществам свечной формы препарата можно отнести следующие свойства: способность к длительной активной циркуляции веществ в кровяном русле, удобство введения больших доз интерферона, исключение «гриппоподобного синдрома». Интерферон, введенный в составе Кипферона® через прямую кишку, достигает максимальной концентрации в крови через 1 ч и сохраняется на терапевтическом уровне 12 ч. С третьих суток лечения базовый уровень интерферона с каждым днем повышается.
Безопасность и эффективность препарата доказана в неонатологии, акушерстве и гинекологии, практике инфекционистов, в детской гастроэнтерологии. За время пребывания препарата на фармацевтическом рынке и использования в практической работе врачей разных специальностей не было зарегистрировано ни одного нежелательного эффекта.
Заключение
Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.
Многие острые и хронические болезни негативно влияют на иммунитет, что существенно снижает резистентность ребенка к инфекции и другим повреждающим факторам. Поэтому в ряде случаев с целью повышения эффективности лечения, предупреждения тяжелых осложнений и снижения риска неблагоприятного исхода болезни назначаются препараты, повышающие функциональную активность органов и тканей иммунной системы (иммунотропные препараты). Прио­ри­тетное место среди них должны занимать лекарственные средства эндогенного происхождения, обладающие максимальной иммуномодулирующей активностью и безопасностью. Прежде всего, это препараты интерферона.
В экстренных ситуациях, угрожающих жизни или эпидемиологической безопасности, для воздействия на иммунитет предпочтение отдают препаратам иммуно­глобулинов для внутривенного или внутримышечного введения.

Студент должен уметь:

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИМФАТИЧЕСКОЙ И ИММУННОЙ СИСТЕМ У ДЕТЕЙ.

Общая цель – изучить анатомо-физиологические особенности лимфатической и иммунной систем.

Основные вопрос темы:

1. Анатомо-физиологические особенности лимфатической и иммунной систем.

2. Симиотика лимфатической и иммунной систем

3. Патология

Студент должен знать:

— АФО лимфатической системы здорового ребенка, методику исследования;

— основные патологические состояния лимфатической системы;

— роль иммунно-эндокринной недостаточности в генезе синдрома внезапной смерти детей грудного возраста

— методику клинической трактовки патологических изменений в гемограмме (онкопролиферативного синдрома) при некоторых инфекциях, имеющих специфическую гемограмму (мононуклеоз, коклюш, тифы);

— особенности клеточного и гуморального иммунитета у детей в различные возрастные периоды в норме и при патологии;

— основные препараты, используемые для коррекции иммунитета

— собрать и оценить социальный, биологический и генеалогический анамнез;

— определить группу здоровья ребенка на основании комплексной оценки состояния здоровья;

— оценить показатели гемограммы детей разного возраста;

— провести клинический осмотр и оценить состояние детей с заболеваниями системы крови;

-провести дифференциальную диагностику заболеваний, сопровождающихся изменениями в гемограмме

6. Рекомендуемая литература студенту:

Обязательная:

1. «Детские болезни»: учебник + CD/ под редакцией А.А. Баранова – 2-е изд., испр. и доп.- М., 2007. – 1008с.

2. «Педиатрия»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2009. – 352с.

3. «Пропедевтика детских болезней»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2008. 464с.

4. «Детские болезни»: учебник в 2 т. 6. Лекционный материал;

1.Изучение анатомо – физиологических особенностей лимфатической и иммунной систем.

Анатомо-физиологические особенности лимфатической и иммунной систем у детей.

Органы иммунной системы. Система органов, обеспечивающих иммунитет, иногда называют органом иммунитета. В состав его входят вилочковая железа(тимус), селезёнка, лимфатические узлы, лимфоидные образования желудочно-кишечного тракта, лимфоидное глоточное кольцо, лимфоцит костного мозга и периферической крови. Общая масса органа иммунитета у взрослого человека составляет 1.%-2,0 кг, общее число лимфоидных клеток 1012.

Лимфоидная система состоит из вилочковой железы, селезенки, лимфатическх сосудов и циркулирующих лимфоцитов. К лимфоидной системе относятся и скопления лимфоидных клеток в мидалинах, пейеровых бляшках подвздошной кишки.

Вилочковая железа является главным органом лимфоидной системы, растет в период внутриутробного развития, в постнатальном периоде, достигает максимальной массы к 6-12 годам и в последующие годы происходит постепенная инволюция.

Селезенка – увеличивается в течении всех периодов детства, роль ее до конца остается невыясненной, при ее удалении по каким-то причинам у детей обнаруживается склонность к частым инфекционным заболеваниям.

Лимфатические узлы (л/у) представляют собой мягкие эластические образования бобовидной или лентовидной формы, располагающиеся группами по ходу лимфатических сосудов. Размеры их колеблются от 1 до 20 мм. Капсула и трабекулы представлены соединительной тканью, вещество – соединительной тканью и паренхимой, состоящей из макрофагов, лимфоцитов в различных стадиях развития, плазматических клеток. Выполняют барьерную и гемопоэтическую функции. Л/у начинают формироваться у плода со 2-го месяцев внутриутробной жизни и продолжают развиваться в постнатальном периоде. У новорожденных и детей первых месяцев жизни недостаточно сформированы капсула и трабекулы, в связи с чем в этом возрасте л/у у здоровых детей не пальпируются. К 2-4 годам лимфоидная ткань (в том числе и л/у) развиваются бурно, переживая период физиологической гиперплазии. Однако их барьерная функция выражена

недостаточно, чем объясняются более вероятные процессы генерализации инфекции в этом возрасте. У детей школьного возраста строение и функции л/у стабилизируются, к 10 годам достигается максимальное количество л/у, соответствующее взрослым людям.

У здорового ребенка пальпируются не более 3-х групп лимфатических узлов (шейные, паховые и подмышечные). По своей характеристике они единичные мягкие безболезненные, подвижные, не спаянные между собой и с подлежащими тканями.

Увеличение л/у, как региональное, так и множественное может сопровождать самые различные заболевания. Дифференциальная диагностика должна проводиться с такими заболеваниями как инфекционный мононуклеоз, туберкулезное поражение л/у, банальный лимфаденит, лейкоз, лимфогранулематоз.

Лимфоциты – общая масса лимфоцитов и их распределение в организме ребенка имеет возрастные различия. Особенно интенсивно увеличивается их масса на первом году жизни, после 6 месяцев их число остается относительно стабильным до 8 лет, затем вновь начинает нарастать. Все лимфоциты прежде чем попасть в кровяное русло проходят через вилочковую железу.

Окончательное формирование лимфатических узлов происходит в постнатальном периоде. У новорождённых капсула лимфатических узлов очень тонкая и нежная, трабекулы недостаточно развиты. Лимфатические узлы мелкие, мягкой консистенции, поэтому их пальпация вызывает затруднения. Размеры и количество лимфатических узлов увеличиваются к концу первого полугодия жизни. У новорождённых и детей первых лет жизни лимфатические узлы имеют характерный чёткообразный рисунок из-за перетяжек в области не сформированных полностью клапанов.

К 1 году жизни лимфатические узлы у детей уже можно пропальпировать у большинства детей. Вместе с постепенным увеличением объёма происходит их дальнейшая дифференцировка.

К 3 годам жизни тонкая соединительнотканная капсулах хорошо выражена, содержит медленно разрастающиеся ретикулярные клетки. К 7-8 годам в лимфатическом узле с выраженной ретикулярной стромой начинают постепенно формироваться трабекулы, прорастающие в определённых направлениях и образующие остов узла. К 12-13 годам лимфатический узел имеет законченное строение: хорошо развитую соединительнотканную капсулу, трабекулы, фолликулы, более узкие синусы и менее обильную ретикулярную ткань, зрелый клапанный аппарат. У детей лимфатические узлы, расположенные рядом, соединены друг с другом многочисленными лимфатическими сосудами.

В период полового созревания рост лимфатических узлов останавливается, они частично подвергаются обратному развитию. Максимальное количество лимфатических узлов насчитывают к 10 годам. У взрослого человека насчитывают более 400 лимфатических узлов, их масса составляет около 1 % массы тела (5001000 г).

Реакцию лимфатических узлов на различные (чаще всего инфекционные) агенты выявляют у детей начиная с 3-го месяца жизни. В 1-2 года барьерная функция лимфатических узлов низкая, что объясняет частую в этом возрасте генерализацию инфекции.

В преддошкольном периоде лимфатические узлы уже могут служить механическим барьером и отвечать на присутствие возбудителей инфекционных болезней воспалительной реакцией. У детей этого возраста часто возникают лимфадениты, в том числе гнойные и казеозные (при туберкулёзе).

К 7-8 годам становится возможным подавление инфекции в пределах лимфатического узла. В этом возрасте и у более старших детей патогенные микроорганизмы поступают в лимфатические узлы, но не вызывают нагноения или других специфических изменений.

Доступны пальпации следующие группы периферических лимфатических узлов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *