Навязчивые движения у детей

Невроз навязчивых состояний у детей: клиническая картина и особенности лечения болезни

Невроз навязчивых состояний у детей – это обессивная форма заболевания, которая имеет психогенный характер. Патологический процесс развивается преимущественно у мнительных детей. При навязчивом состоянии у детей они не могут контролировать собственные мысли и движения.

Причины патологии

Навязчивый симптом развивается у маленьких пациентов по разнообразным причинам. Заболевание развивается у пациентов при генетической предрасположенности. Если у близких родственников ребенка диагностировался патологический процесс, то он находится в группа риска.

Заболевание появляется при воздействии разнообразных провоцирующих факторов. В группе риска находится ребёнок, который растет в плохой семейной обстановке. Патологическое состояние появляется у детей при частых умственных и физических нагрузках. При плохих отношениях со сверстниками у ребенка может диагностироваться заболевание. Оно диагностируется при информативной перегруженности.

Навязчивость возникает при серьезной травме психики. Наиболее часто ее диагностируют у детей, которые переживают развод родителей или смерть близкого человека. Если родители воспитывают ребенка неправильно, то это может привести к развитию болезни. Она появляется у детей, к которым родители заявляют чрезмерно высокие требования.

Навязчивое действие и связанное с ним заболевание развивается при воздействии разнообразных психотравмирующих факторов, поэтому родителям рекомендуется внимательно относится к здоровью и воспитанию ребенка.

Симптомы

Симптоматика патологии навязчивое состояние рекомендуется отличать от тика и навязчивого движения. Тик является непроизвольным мышечным сокращением, которое не поддается контролю. Навязчивые движения – это симптомы невроза, которые возникают в виде реакции на психологический дискомфорт. При возникновении желания такое движение останавливается силой воли.

Синдром навязчивого состояния характеризуется наличием определенной симптоматики, что позволяет родителям самостоятельно определить этот патологический процесс. При заболевании маленький пациент постоянно грызет ногти. Ребенок может периодически щелкать пальцами. Пациент периодически мотает головой.

При патологическом процессе ребенок покусывает губы. Еще один симптом болезни проявляется в виде пощипывания собственного тела. Некоторые дети ищут трещины на асфальте и переступают через них. По пути они обходят преграды принципиально только с одной стороны.

Невроз навязчивого состояния проявляется по-разному, поэтому все его признаки перечислить невозможно. Отличительной особенностью заболевания является то, что малыш периодически повторяет одно и то же действие.

У детей может диагностироваться истерия, которая появляется внезапно. При заболевании наблюдается возникновение бессонницы. У некоторых детей отсутствует аппетит, что приводит к снижению массы тела. Ребенок становится вялым и чрезмерно плаксивым.

Детский невроз может иметь разнообразную клиническую картину, что усложняет процесс его диагностики. Именно поэтому при возникновении первых признаков у малыша рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.

Диагностические мероприятия

При появлении первых признаков патологического процесса рекомендуется обратиться за помощью к доктору. Только опытный специалист сможет правильно поставить диагноз пациенту. Он сначала проводит осмотр пациента и сбор анамнеза. Также рекомендуется проведение наблюдений и бесед с психологом или с психотерапевтом. Зачастую этих мероприятий достаточно, чтобы правильно поставить диагноз.

Если у доктора имеются подозрения на протекание других патологий в организме, то рекомендовано применение инструментальных диагностических методов. Ребенок должен пройти компьютерную и магниторезонансную томографию.

Это высокоинформативные методы, которые дают возможность получения снимков послойного изображения исследуемой области. При заболевании пациентам рекомендовано проведение электроэнцефалографии, электромиографии, эхоэнцефалографии.

Эти диагностические методики позволяют определить изменения в сером веществе и сосудах головного мозга. В некоторых случаях рекомендуется применение тепловидения и ультразвукового исследования.

Диагностика заболевания должна быть комплексной, что позволит точно его определить и назначить действенную терапию.

Лечение болезни

Если патологический процесс протекает в легкой форме, то рекомендовано применение психокоррекции. С этой целью осуществляется использование общеукрепляющих упражнений и психотерапевтических методик:

  • Поведенческой терапии;
  • Игровой психотерапии;
  • Арттерапии;
  • Аутогенных тренировок.

Для того чтобы восстановить психические и поведенческие реакции малыша, степень нарушения которых зависит от особенностей протекания заболевания, рекомендовано применение комплексного лечения. В этом случае проводится прием медикаментозных препаратов и психотерапевтических техник. Методика требует использовать определенные приемы :

  • Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Малыш в ходе беседы должен прожить свой страх, что обеспечивает снятие тревожности.
  • В ходе бесед используется психогимнастика, с помощью которой корректируются эмоции, мысли, поведение.
  • Для того чтобы устранить навязчивые мысли и движения школьника обучают контролировать эмоции. Также он знакомиться при занятиях с психотерапевтом с методами подавления тревоги и агрессии.
  • Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Для устранения тревожности специалист создает ситуации, которые заставляют ребенка снова пережить свой страх.
  • В период лечения патологического процесса рекомендовано организовать полезное общение с людьми. Маленьким пациентам показывают примеры поведения в социуме.
  • При лечении болезни психотерапевт работает с родителями малыша, что позволяет устранить ее причину. Он обучает правильным взаимоотношениям в семье, а также корректирует методы воспитания.

Существуют разнообразные психокорректирующие методики, что позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для пациента. Выбор метода лечения осуществляется доктором в соответствии с особенностями протекания патологии.

Рекомендации родителям

При возникновении патологии у ребенка родителям рекомендовано откорректировать свое поведение. Родители должны откорректировать свое поведение. Категорически запрещается ссориться при ребенке или травмировать его психику другими ситуациями. При воспитании малыша родители не должны оказывать на него чрезмерное давление.

Если мама укладывает ребенка, то она должна петь ему колыбельные или читать сказки в соответствии с его возрастными особенностями. Высоким эффектом воздействия обладает танцевальная терапия. В период проигрывания музыки ребенок выплескивает негативную энергию, которая в нем скапливается. Полезными будут совместные занятия с ребенком.

В дошкольном возрасте родителям рекомендуется заняться рисованием. Для того чтобы порадовать ребенка, ему можно приготовить любимую еду.

Родители должны концентрировать снимание на своем поведении, так как оно играет важную роль в формировании патологии. Большинство из людей не являются идеальными родителями. Но, если в доме растет ребенок с предрасположенностью к неврозу, то нужно стремиться к этому.

В период лечения патологического процесса категорически запрещается ругать малыша за навязчивые движения и мысли. Если родители замечают, что ребенок начинает грызть ногти или щипать себя, то с ним рекомендовано сразу же поговорить о проблеме.

В момент протекания патологического процесса рекомендовано стараться уделять ему как можно больше внимания и времени. Ребенку не рекомендуется во время терапии заболевания просматривать телевизор или играть за компьютером.

Малышу рекомендовано обеспечить ежедневные прогулки на свежем воздухе, длительность которых составляет не менее 3 часов.

Если родители будут благосклонно и правильно относится к своему ребенку во время терапии болезни, то это положительно отобразится на этом процессе.

Народные средства

Для борьбы с патологическим процессом разрешается применение средств народной медицины. Они являются не только эффективными, но и безопасными, что позволяет их применять для терапии широкого круга пациентов. Можно готовить лекарства с применением разнообразных народных препаратов.

  • Перед сном пациентам рекомендуется питье медовой воды. Для этого берется стакан воды комнатной температуры, в которой рекомендовано растворить ложку меда. После тщательного перемешивания состава его принимают внутрь. Если патологический процесс протекает летом, то ребенку рекомендовано ходить голыми ногами по песку, земле и траве.
  • Для борьбы с нервным перенапряжением и стрессом рекомендовано применение лечебной ванны. В нее рекомендуется добавить предварительно морскую соль. Также можно готовить настои на основе мяты и лаванды. Для приготовления лекарств рекомендовано использовать предварительно измельченную и высушенную наземную часть растений.
  • Лаванда и мята смешиваются в одинаковом количестве. 8 ложек сырья заливается 3 литрами кипятка и настаивается в течение 2 часов. После этого средство процеживается и добавляется в лечебную ванну.
  • Пациентам рекомендовано употреблять внутрь отвары. Для их приготовления осуществляется применение пустырника, золототысячника, боярышника, корня валерианы, мяты. Для того чтобы приготовить лекарство, нужно взять сухое и измельченное сырье. Столовая ложка любой из трав или их смеси заливается стаканом кипятка. Лекарство томиться на водяной бане несколько минут, после чего снимается и настаивается до полного остывания. После процеживания лекарство нужно принимать внутрь по половине стакана.
  • Зерна овса при патологии характеризуются высоким уровнем эффективности. Сырье рекомендовано тщательно помыть с использованием холодной воды. После этого оно заливается чистой водой и проваривается до полуготовности. После процеживания в отвар добавляется чайная ложка меда. Прием препарата проводится в течение дня небольшими порциями. Суточная доза препарата составляет 1 стакан.

Несмотря на высокую эффективность средств народной медицины перед их применением рекомендовано проконсультироваться с доктором, что исключит возможность развития нежелательных эффектов.

Медикаментозная терапия

Если патологический процесс протекает в острой форме, то лечение невроза проводится с применением медикаментозных препаратов. Пациентам рекомендован прием:

Действие препаратов положительно отображается на психоэмоциональном состоянии человека. При использовании лекарств у ребенка купируется страх, тревожность, паническая атака. Благодаря медикаментам устраняется патологическая сосредоточенность на определенных действиях и мыслях. Препараты применяются для купирования вегетативных нарушений.

Лечение заболевания может проводиться Гуморилом, Бефолом, Амитриптилином. Прием медикаментов начинается с минимальной дозировки. При возникновении необходимости ее увеличивают только после предварительной консультации с врачом.

Транквилизаторы

Препараты характеризуются наличием снотворного действия, поэтому их широко применяют при бессоннице. Рекомендовано использование лекарств для борьбы с тревожностью, так как они обладают успокаивающим эффектом. Если у ребенка наблюдается страх и нарастающая тревожность, то им прописывают лекарства этой группы.

Терапия патологического процесса проводится Феназепамом, Диазепамом, Мебутаматом. Препараты могут иметь негативное отображение на деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, то их применение рекомендуется в крайне редких случаях и по назначению врача.

Нейролептики

Препараты характеризуются наличием выраженного антипсихотического действия, поэтому рекомендовано их применение при неврозах разнообразного генеза. Благодаря универсальному составу лекарств в период их применения купируется чувство страха, что приводит к снятию напряжения. С помощью лекарств проводится борьба с угнетенным психоэмоциональным состоянием.

Во избежание развития побочных эффектов рекомендовано, чтобы лекарства подбирались для ребенка доктором.

Ноотропные средства

Применение лекарств рекомендуется только на начальной стадии развития патологического процесса. Благодаря медикаментам обеспечивается стойкость психики человека к разнообразным психотравмирующим ситуациям. Применение медикаментов рекомендуется для улучшения памяти и концентрации внимания.

При использовании лекарств наблюдается увеличение уровня интеллектуальной активности ребенка. пациентам рекомендован прием Церебролизина, Актовегина, Пантогана.

Препараты обладают слабо выраженным антидепрессивным эффектом, что позволяет их использовать при психомоторной заторможенности. Действие лекарств направлено на насыщение головного мозга ребенка и улучшить состояние пациента.

Невроз навязчивого состояния у ребенка – это патология, которая может привести к нежелательным последствиям. Именно поэтому категорически запрещается ее игнорировать. При обнаружении первых симптомов болезни родители должны показать ребенка доктору.

Только специалист может поставить правильный диагноз после определенных исследований. Это предоставляет возможность назначения действенного лечения с применением медикаментов и психорректироующих методик.

ОКР у детей и подростков: Симптомы и лечение

Проявления обсессивно-компульсивного расстройства у детей меняются с течением времени. Также наблюдаются сезонные изменения в проявлении симптомов, их характер меняется в определенные моменты роста и развития ребенка, которые можно назвать ключевыми вехами его взросления, гормональные изменения также влияют на особенности проявления симптомов ОКР.

К несчастью, многие люди — в том числе психотерапевты и другие специалисты по вопросам психического здоровья, — ошибочно полагают, что обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) крайне редко поражает детей и подростков. В результате детям и подросткам, страдающим от ОКР, часто ставится неверный диагноз – у них диагностируется депрессия, СДВГ, поведенческие расстройства или другие состояния.

Симптомы и лечение ОКР у детей и подростков

На самом деле симптомы ОКР довольно часто начинают проявляться в детстве – они наблюдаются приблизительно у 10 % всех детей. Результаты недавно проведенных исследований указывают на то, что приблизительно у половины взрослых людей, страдающих от ОКР, симптомы этого состояния начали проявляться в детстве.

Симптомы ОКР у детей и подростков

У ребенка могут проявиться самые разные симптомы ОКР – здесь все индивидуально в каждом конкретном случае. Ниже представлен список самых распространенных обсессий, которые наблюдаются у детей и подростков, страдающих от ОКР:

  • сильнейшая боязнь заразиться чем-то от контакта с другими людьми или с какими-то предметами повседневного обихода – например, с предметами одежды, обувью или учебниками;
  • постоянные сомнения в том, что дверь действительно заперта, окно закрыто, свет выключен, газовый вентиль закрыт, или какие-то другие кухонные приборы отключены от сети;
  • чрезмерная озабоченность внешним видом выполненного домашнего задания;
  • чрезмерная озабоченность симметричностью расположения каких-то предметов повседневного обихода – например, ребенок или подросток старается симметрично завязать шнурки, раскладывает учебники, одежду или еду в определенном порядке;
  • боязнь случайно причинить вред своему родителю, другу, брату или сестре;
  • суеверная боязнь того, что определенные действия (или бездействие) могут привести к негативным последствиям, как будто не имеющими непосредственной связи с этими действиями.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

У детей и подростков, страдающих от ОКР, чаще всего наблюдаются следующие компульсии:

  • компульсивная привычка очень часто мыться, принимать ванну или душ;
  • совершение определенных ритуалов, в ходе которых ребенок или подросток прикасается к своему телу или совершает какие-то движения, соблюдая определенный порядок или симметрию;
  • специфические ритуалы, связанные с укладыванием в постель, которые вмешиваются в нормальные модели сна;
  • компульсивное повторение определенных слов или чтение молитв, с помощью которых ребенок или подросток пытается предотвратить что-то плохое;
  • компульсивный поиск одобрения и подтверждения от родителей или учителей – ребенок или подросток постоянно задает им вопросы, пытаясь убедиться в том, что он никому не причинил вреда;
  • избегание определенных ситуаций и обстоятельств, в которых может случиться «что-то плохое» (по мнению самого ребенка или подростка).

В дополнение к симптомам, описанным выше, в жизни ребенка или подростка, страдающего от ОКР, могут возникнуть вторичные проблемы, обусловленные негативным воздействием его обсессий и/или компульсий на его повседневную жизнь. Трудности в обучении, поведенческие проблемы, конфликты со сверстниками, нарушения сна и конфликты в семье – вот лишь некоторые примеры вторичных проблем, с которыми может столкнуться ребенок или подросток, страдающий от ОКР.

К несчастью, все эти трудности часто становятся основным объектом концентрации в ходе терапевтической работы, а то расстройство, которое на самом деле является причиной их возникновения, остается без внимания и лечения.

Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у детей

Ниже представлен список утверждений, описывающих симптомы ОКР, которые могут проявляться у ребенка. Внимательно прочтите эти утверждения и обозначьте каждое из них как «верное» или «неверное» в вашем случае.

  • После похода в уборную ребенок оставляет за собой беспорядок – он не смывает за собой, оставляет туалетную бумагу на полу или не вытирает за собой раковину.
  • Ребенок постоянно проявляет желание подчинить себе родных братьев и сестер, он пытается подавить их, или ему хочется одержать над ними победу.
  • Ребенок старается не смотреть на родных братьев и сестер в те моменты, когда они пытаются привлечь внимание родителей.
  • Во время игры ребенок часто расставляет игрушки рядами или располагает кукол или машинки в определенном порядке.
  • Ребенку часто хочется сладостей, содержащих белый сахар, — таких, как печенье, конфеты и пирожные.
  • Ребенку часто хочется продуктов, богатых углеводами, в состав которых входит белая мука, — таких, как крекеры, макароны с сыром и пицца.
  • Ребенок совершает определенные ритуалы при ежедневном расставании с родителями.
  • Ребенок совершает определенные ритуалы, связанные с отходом ко сну.
  • Ребенок хорошо читает, но плохо понимает прочитанное.
  • При уменьшении количества часов сна ребенок проявляет большую склонность к совершению ритуалов.
  • Ребенку необходимо присутствие родителя (-ей) для того чтобы он смог погрузиться в сон.
  • Ребенку сложно определить, закончил он какое-то дело или еще нет.
  • Ребенок просыпается среди ночи, если родитель покидает спальню.
  • Ребенок часто продолжает концентрироваться на незначительных межличностных разногласиях и конфликтах даже тогда, когда все остальные уже давно забыли об этом.
  • Ребенок беспокоится по поводу одежды, в которой он «чувствует себя неправильно».
  • Ребенок не любит выбрасывать мусор в мусорные контейнеры общего пользования.
  • Ребенок выдает какие-то высказывания, исполненные злобы и ненависти (например, «Надеюсь, ты сдохнешь!»), а в следующую минуту он становится милым и любящим.
  • Ребенок расстраивается, когда какой-то объект исчезает из его поля зрения, — например, это может быть самолет, вода в туалете, вода в ванне и т.д.
  • Ребенок настаивает на использовании определенных названий некоторых предметов – например, «хулахуп», а не «обруч».
  • Ребенок повторяет части молитвы до тех пор, пока он не почувствует себя «правильно».
  • Ребенок повторяет определенные движения – например, снова и снова прикасается к стулу или выключателю.
  • Ребенок несколько раз проходит через дверной проем до тех пор, пока он не пройдет через него «правильно».
  • Ребенок не хочет того, чтобы кто-то заходил в его комнату, прикасался к его одежде или к его игрушкам или перемещал их с места на место.
  • Ребенок постоянно спрашивает «Это нормально?».
  • Ребенок требует того, чтобы кто-то другой делал за него те вещи, которые он может с легкостью сделать сам.
  • Ребенок избегает определенных цифр (например, «6») и любит другие цифры (например, «4» или «7»).
  • Ребенок постоянно требует присутствия определенной вещи, которая позволяет ему почувствовать себя комфортно (к примеру, это может быть его одеяло), и если эта вещь отсутствует или лежит не на своем месте, он теряет самообладание.
  • Ребенок выясняет причину появления каждого пятна, которое он видит, или постоянно спрашивает, какое вещество оставило это пятно.
  • Ребенок избегает прикосновения к предметам, на которых есть пятна.
  • Ребенок избегает прикосновения к стульям и столам общего пользования, местам на трибунах или другим подобным предметам, потому что он боится того, что предыдущий пользователь мог загрязнить их.
  • Ребенок постоянно задает вопросы из серии «А что, если…?», которые вряд ли стали бы задавать другие дети – например, «А что, если пыль с этого вентилятора упадет мне на голову?».
  • Ребенок настаивает на том, чтобы другие люди всегда выполняли какие-то рутинные действия в четко установленной манере.
  • Ребенок ограничивает свой выбор продуктов до списка, состоящего менее чем из 10 пунктов.
  • Ребенок больше склонен к вовлеченности в проблемные модели дома, а не в школе или в гостях у друзей.
  • Ребенок склонен к подробному разъяснению каких-то незначительных ситуаций и их описанию во всех деталях, — ему необходимо убедиться в том, что Вы его поняли.
  • Ребенок настаивает на том, чтобы в ванне/душе его мыли более одного раза.
  • Ребенка нелегко заставить собираться в тех ситуациях, когда он должен подготовиться к выходу из дома.
  • Ребенок использует такие слова, как «убить», «ненавижу» или «умри», в неподходящем контексте в попытке «побороть» какие-то мысли.
  • Когда ребенок вовлекается в проблемные модели, он начинает использовать проклятия и ругательства, которые не характерны для его обычной повседневной манеры общения.
  • Ребенок постоянно сдирает какие-то повреждения или дефекты на коже – особенно при наличии укуса, шишки или пореза.
  • Если другой человек пренебрегает ребенком или обижает его, ребенок начинает мстить, и эта месть часто становится чрезмерной и неразумной.
  • Ребенок пишет проклятия, ругательства или их части на дорогих вещах.
  • Ребенок утверждает, что ему «больно», когда ему расчесывают волосы, и он всячески сопротивляется расчесыванию.
  • Если родитель говорит «нет», запрещая ребенку сделать что-то, ребенок начинает «мстить» родителю.
  • Ребенок настаивает на соблюдении определенной рутины и установленного способа совершения тех или иных действий, и при этом он не стремится поддерживать порядок в собственных вещах и собственной комнате.
  • Ребенок передвигается по комнате чересчур энергично, часто издавая повторяющиеся звуки.
  • Узнав о смерти, ребенок начинает искать постоянных заверений в том, что после смерти он попадет в рай.
  • Ребенок боится находиться рядом во время использования веществ, содержащих отбеливатель или аммиак.
  • Ребенок боится людей, пренебрегающих личной гигиеной.
  • Ребенок очень быстро выдает суждения по поводу запахов и описывает свои обонятельные ощущения, и он расстраивается в том случае, если аромат, витающий в воздухе, оказывается нежелательным.
  • Ребенок боится того, что невозможность проведения определенных ритуалов может повлечь за собой смерть другого человека.
  • Ребенок беспокоится и переживает, если его волосы выглядят жирными или грязными.
  • Ребенок боится того, что его родители могут погибнуть в ДТП.
  • Ребенок боится заразиться СПИДом или какой-то серьезной неизвестной болезнью от случайного контакта с другим человеком или его слюной.
  • Ребенок постоянно пишет сообщения другу или близкому человеку, слишком часто звонит ему или постоянно проверяет, чем он занимается и как у него дела.
  • Ребенок постоянно задает вопросы по поводу ураганов, штормов, цунами, вулканов и других историй из новостей.
  • Ребенок боится заболеть раком, — даже если медицинское обследование не выявило никаких предпосылок для подобного исхода.

Здесь представлен полный контрольный список, позволяющий специалистам выявить симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у детей. Распечатайте этот список, сделайте в нем отметки и возьмите его с собой, когда Вы пойдете на прием – он окажется очень полезным в ходе обсуждения состояния вашего ребенка, постановки диагноза и выбора способа лечения тех симптомов, которые проявляются у вашего ребенка.

Контрольный список «Симптомы ОКР у детей» поможет вам диагностировать ОКР у вашего ребенка. Этот список станет прочным фундаментом, на котором Вы сможете построить взаимодействие с терапевтом.

В ходе диагностики ОКР у ребенка квалифицированный терапевт или врач общей практики должен провести всестороннюю, комплексную оценку состояния ребенка. Подобная оценка часто включает вводный опрос родителей и самого ребенка, получение информации о семейной истории, опрос учителей, выяснение деталей и особенностей развития ребенка и выявление специфических проблем, присутствующих в его жизни.

Вся эта информация должна быть задокументирована во всех деталях, и в этом вам поможет контрольный список «Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у детей». Этот список станет отличной отправной точкой для анализа состояния ребенка и выявления тех особенностей его поведения, которые могут оказаться симптомами ОКР, характерными для детей.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Существует несколько различных видов ОКР, поэтому симптомы ОКР у детей варьируются и являются индивидуальными в каждом конкретном случае. У некоторых детей, страдающих от ОКР, проявляется только какая-то часть симптомов обсессивно-компульсивного расстройства, тогда как в некоторых других случаях у ребенка наблюдается большая часть этих проявлений. У одного ребенка может быть диагностировано слабое или умеренное ОКР, а у другого ребенка проявляются серьезные симптомы этого расстройства в сочетании с минимальным пониманием собственного состояния. Если у вашего ребенка проявляются другие модели поведения, которые кажутся вам связанными с ОКР, но они не указаны в данном списке, Вы можете описать их в конце списка симптомов ОКР.

Проявления обсессивно-компульсивного расстройства у детей меняются с течением времени. Также наблюдаются сезонные изменения в проявлении симптомов, их характер меняется в определенные моменты роста и развития ребенка, которые можно назвать ключевыми вехами его взросления, гормональные изменения также влияют на особенности проявления симптомов ОКР.

Содержание и интенсивность симптомов ОКР у детей меняется под влиянием: изменений в режиме дня и питании, увеличения или уменьшения количества физической нагрузки, различных заболеваний, качества и количества сна, а также степени изоляции дома и в школе.

Итак, симптомы обсессивно-компульсивного расстройства у детей варьируются, однако при внимательном изучении можно выявить определенную предсказуемость в проявлении этих симптомов. Из-за постоянных изменений и колебаний интенсивности проявления симптомов ОКР у детей необходимо постоянно вести записи с детальной фиксацией проявляющихся симптомов и описанием всех сопутствующих повседневных событий. Ведение подобного дневника поможет терапевту в разработке индивидуальной программы лечения ОКР, нацеленной на борьбу с симптомами ОКР, проявляющимися у данного конкретного ребенка.

Генетика и развитие ОКР у детей и подростков

Результаты одного из недавно проведенных исследований показали, что у детей и подростков, страдающих от ОКР, вероятность наличия близкого родственника, у которого тоже наблюдаются симптомы этого состояния, гораздо выше по сравнению с остальным населением. Также ученые не смогли доказать влияние генов на наличие ОКР.

Нам необходимо помнить о том, что ОКР может быть «выученным» — человек может научиться всем этим моделям поведения и мышления. Дети и подростки, страдающие от ОКР, — точно так же, как и взрослые, — реализуют различные компульсии и/или модели поведения, нацеленные на избегание, в попытке снизить интенсивность тревожности, вызванной нежелательными обсессиями. Поначалу человеку может казаться, что эти модели поведения действительно помогают ему избавиться от тревожности и облегчают обсессии, но на самом деле в долгосрочной перспективе они только усиливают, закрепляют и усугубляют все эти неприятные эмоции и навязчивые мысли.

В итоге у человека появляется еще больше различных обсессий, а его тревожность еще больше усиливается. Этот цикличный процесс закрепляет в сознании ребенка или подростка «выученную реакцию»: он автоматически начинает тревожиться при появлении определенных мыслей и при столкновении с определенными объектами или ситуациями.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Специфические мысли и модели поведения, характерные для ОКР, варьируются и проявляются индивидуально в каждом конкретном случае, однако этот цикличный процесс под названием «обсессивно-компульсивный цикл» наблюдается абсолютно во всех случаях. Дети и подростки, страдающие от ОКР, могут попасть в ловушку постоянно повторяющегося цикла обсессивных мыслей и компульсивных моделей поведения, который негативно влияет на их повседневную жизнь – как дома, так и в школе.

Лечение ОКР у ребенка/подростка

Основным и безопасным методом лечения ОКР у ребенка/подростка является эриксоновский гипноз и Техника перемотки. Специалисты проекта «В плену ОКР» помогут вам избавиться от этой разрушительной модели поведения. Вы можете выбрать личный прием по месту работы наших специалистов или дистанционную терапию: скайп и прослушивание аудиозаписей гипноза. опубликовано econet.ru.

Личный опыт: у моего ребенка обсессивно-компульсивное расстройство

В 2018 году в День психического здоровья Всемирная организация здравоохранения решила обратить внимание общества на психическое здоровье подростков. Эксперты ВОЗ отмечают, что половина всех психических заболеваний начинает развиваться до 14 лет, но при этом во многих случаях никто не занимается диагностикой таких расстройств.

Это во многом связано с тем, что общество недостаточно информировано о признаках таких заболеваний, причинах их возникновения и способах лечения. Даже в том случае, если у подростка обнаруживается то или иное психическое расстройство, семья нередко предпочитает скрывать это от окружающих, опасаясь того, что ровесники и учителя начнут относиться к ребенку хуже — стигматизация психических заболеваний в обществе очень сильна.

Анна и ее дочь Маша рассказали Вести.Медицина свою историю, а специалисты в области психологии и психиатрии прокомментировали ее.

С чего все началось?

Анна: Мы стали с Машей постоянно ссориться. Я списывала все это на начало подросткового возраста, но меня это как-то не успокаивало. Моя ранее спокойная дочь стала устраивать истерики — безудержно плакать. Повод при этом мог быть любой.

Сначала это было примерно раз в неделю, потом два-три раза в неделю, а потом каждый день. Я не могла понять причину этих истерик. Где-то полгода-год я пыталась сама как-то с этим справляться. Получалось плохо. Шло время. Истерики не прекращались. Маша стала говорить: «Я не хочу так жить, я не могу так жить, я ничего не хочу, мне ничего не важно».

Я еще обратила внимание на сложное отношение ко времени: Маша постоянно боялась опоздать, стала вставать в школу за два часа до выхода. Нарушился аппетит, стала говорить, что не голодна. Стала пропускать школу, не хотела в нее идти. Где-то тогда же я обратила внимание, что она постоянно убирается, как-то даже излишне тщательно.

Когда стало ясно, что нужна помощь?

Где-то в этот период я поняла, что я не знаю что делать. Меня очень пугали фразы «я не хочу так жить». Сначала мы пытались обратиться к психологу. Психолог сказала, что ничего такого: возраст, сложный характер, умная девочка и другие нестрашные слова. Легче не стало.

Я в каком-то порыве безумия записалась к детскому психиатру. Шла с ощущением, что нас отправят домой с диагнозом «что вы хотите, у вас подросток». И, когда после беседы со мной и с Машей, врач сказала, что диагноз однозначный и это «тяжелый депрессивный эпизод», я была с одной стороны в шоке, с другой стороны — почувствовала облегчение. Врач назначил лекарства и психотерапию с клиническим психологом.

Как протекает лечение?

Анна: Мы начали психотерапию. Помогало не очень. Ко второму приему у психиатра совместно с психотерапевтом заподозрили обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). После беседы со мной и Машей ОКР подтвердили. Немного поменялся акцент в психотерапии. И дело медленно пошло на лад.

Мария Звегинцева, клинический психолог: тревоге подвержен любой из нас – это заложено в людях эволюционно. Человек, который чего-то опасался и был готов к действию, выживал. По сути, тревожная система внутри нас срабатывает подобно сигнализации. В случае обсессивно-компульсивного расстройства система дает сбой. Она срабатывает чаще и будто зависает – человек остается «в боевой готовности» дольше и без должного повода, его преследуют навязчивые мысли о том, что что-то не так, что дает ощущение мощного дискомфорта.

Довольно распространенный пример – ОКР загрязнения. Люди начинают мыть руки много раз в день, в результате правильная в принципе мысль о чистоте и гигиене становится навязчивой, порождая действия, направленные на нейтрализацию потенциальной опасности – компульсии (ритуалы).

Согласно официальной статистике ОКР диагностируют примерно у 1% детей и подростков в мире, но скорее всего таких пациентов больше. Часто заболевание не выявляют. Это связано с тем, что его принимают за другое заболевание, например, СДВГ или расстройства шизофренического спектра (именно так происходит часто в России). Кроме того, родители по разным причинам просто не обращаются за помощью — это тоже сказывается на статистике выявленных случаев ОКР.

Елизавета Мешкова, психиатр: ОКР встречается достаточно часто, расстройство распространено у подростков и молодых взрослых людей. Природу ОКР мы до сих пор не знаем, считается, что свой вклад вносит генетика.

Зачастую ОКР сопровождается депрессией, причем она в большинстве случаев вторична. И это объяснимо: такое расстройство очень осложняет жизнь пациента, вызывает сложности и страдания.

Родителям важно понимать, что ОКР не возникает из-за неправильного воспитания, не является показателем педагогической запущенности. При том, что ученые склоняются к наличию генетической составляющей, спровоцировать его появление может какое-то стрессовое событие, затронувшее жизнь семьи и ребенка: развод родителей, смерть кого-то из близких, переход в новую школу, переезд. Стрессы и болезни также могут влиять на течение заболевания, вызывая ухудшения состояния.

Лечение нужно в том случае, если становится очевидно, что ритуалы серьезно мешают. Лишний раз подергать ручку двери или проверить выключен ли утюг – нормально, но тратить большую часть дня на такие или другие проверки – ужасно. От этого некомфортно, причем не только самому пациенту, но и его близким.

Какие подходы используются в ходе лечения?

Мария Звегинцева: лечение построено на поведенческом подходе – теории научения. В процессе терапии у человека появляется опыт, что если с тревогой ничего не делать, она может утихнуть сама.

Основной метод, который используется при психотерапии – экспозиция. Человек с ОКР чего-то опасается и боится последствий, связанных с действием этого пугающего фактора. В ходе терапии он планомерно начинает встречаться со своим страхом – например, трогает что-то грязное и не моет руки. Никаких серьезных последствий не происходит, тревога постепенно угасает. Пациент получает подтверждение, что тревога может угасать сама, навязчивые мысли возникают реже, ОКР становится слабее.

Работа с родителями обязательна, ведь все близкие в той или иной мере оказываются втянуты и затронуты. Любой родитель хочет, чтобы ребенку было хорошо, а потому он позволяет выполнять ритуалы, дает облегчение. В действительности же ритуал можно отложить, родитель может не реагировать сразу, может предложить сделать неправильно – вплоть до прямо противоположного действия.

Eлизавета Мешкова: лечить ОКР можно и нужно. Заболевание это хроническое, то есть полностью вылечить человека невозможно, но можно добиться ремиссии. Основная задача — научить пациента жить с этим расстройством, менять ход собственных мыслей, переключаться, отключаться.

Многие боятся лекарств – и взрослые, и сами юные пациенты. Это связано со стигматизацией заболевания и самих препаратов. Психотерапия без лекарств при ОКР возможна, но часто ее не хватает – препараты помогают облегчить страдания, что при этом расстройстве особенно важно.

Проявления ОКР у детей нередко отличаются от проявлений заболевания у взрослых. При этом примерно каждый третий взрослых испытывает симптомы, которые появились у него еще в детском возрасте.

Особенностью заболевания у детей является то, что страдания испытывают и другие члены семьи, особенно родители – дети могут просить о помощи и поддержке, либо заставлять и других участвовать в своих ритуалах – например, настаивать на мытье рук определенным способом.

Как Маша отнеслась к диагнозу и такому лечению?

Анна: Маше сразу были озвучены оба диагноза, и депрессия, и ОКР. Считается, что это эффективнее, чтоб бороться с расстройством. Сначала у неё было даже облегчение, что это не она такая, а это заболевание «виновато». Потом пришла усталость и злость даже «почему я, за что мне это, почему я не как все». Машу больше напугал диагноз ОКР, чем депрессия, но теперь это ее не беспокоит. Она молодец и хорошо справляется.

Елизавета Мешкова: любой человек имеет право знать свой диагноз и прогнозы, хотя в некоторых тяжелых случаях принимается решение не сообщать ему об этом. Пациенты реагируют на это по-разному: кому-то это нужно и дает облегчение, кто-то тяжело воспринимает и считает это карой, кто-то бунтует.

С какими сложностями вы столкнулись?

Анна: Одна из самых больших проблем — не сложности с диагностикой, не необходимость принимать лекарства и проходить психотерапию, а вакуум. Мы с Машей пребываем в нем. Не с кем обсудить терапию, успехи, и неудачи, кроме как с терапевтом. Да не то чтоб обсудить, а хотя бы почитать — информации довольно мало, а та, что подана, часто не соответствует ожиданиям.

Елизавета Мешкова: если не начать об этом говорить, то стигматизация останется. Подростков и детей с психиатрическими заболеваниями всегда было много, это не мода и не тенденция последних лет. Многие из тех, кто столкнулся с этим, предпочитает не говорить про болезнь, но если хотя бы кто-то перестает молчать, то это облегчение для многих, становится понятно, что «ты не один». То, что Маша говорит о своих диагнозах и проблемах – это ее мужество, она молодец.

Маша: на самом деле мне было страшнее услышать про незнакомое ОКР, чем про депрессию, но благодаря Марии мы с мамой теперь живем полноценной жизнью, не ссоримся, я не парюсь и меньше устаю. Было много трудностей, и падений, и взлетов.

Всем, кто чувствует, что что-то из этой статьи вам знакомо, идите к психологу! Это не плохо! Это не страшно! Это нормально! Вам помогут! Я вот очень люблю своего психолога Машу и благодарна ей за все.

Неврозы относятся к категории самых распространенных заболеваний, диагностируемых у детей разного возраста.

Данные виды патологии всегда связаны с эмоциональным состоянием ребенка и являются нарушением нервной системы.

Спровоцировать неврозы могут не только ярко выраженные факторы, но и ситуации, которые взрослые могут посчитать незначительными.

Терапия таких состояний зависит от индивидуальной клинической картины состояния здоровья ребенка и стадии прогрессирования патологии. О лечении неврозов навязчивых движений у детей поговорим в статье.

Может ли быть мигрень у детей? Узнайте об этом из нашей статьи.

Описание и характеристика

Невроз представляет собой собирательное название группы заболеваний, сопровождающихся расстройствами психического плана.

Патологический процесс нарушает соматическую нервную систему, вызывает вегетативные дисфункции и проблемы эмоциональной этиологии.

Заболевание имеет обратимый характер и может развиваться на фоне чрезмерных переживаний, длительного чувства тревоги, повышенной утомляемости и иных факторов, негативно воздействующих на психику.

Откуда берутся?

Причинами возникновения неврозов у детей могут стать многочисленные внутренние и внешние факторы.

Провоцируют патологию атмосфера, в которой воспитывается ребенок, пережитые стрессовые ситуации и некоторых врожденные нарушения, связанные с работоспособностью нервной системы.

Самой распространенной причиной неврозов считаются психологические травмы, возникающие однократно или регулярно.

Последствия негативного воздействия такого фактора закрепляются у ребенка на длительный срок и становятся причиной возникновения специфической реакции не только на раздражитель, но и независимо от него.

Причинами развития неврозов могут стать следующие факторы:

  1. Наследственная предрасположенность (некоторые формы неврозов передаются на протяжении нескольких поколений).
  2. Патологические процессы, возникшие в период внутриутробного развития ребенка (состояние здоровья будущей матери играет ключевую роль при формировании плода).
  3. Воздействие на нервную систему ребенка семейных конфликтов или чрезмерной их агрессивности в общении.
  4. Повышенная эмоциональная чувствительность ребенка (в группу риска неврозов входят «дети-лидеры», которые стараются не поддаваться воспитанию с самого раннего возраста).
  5. Чрезмерное напряжение нервной системы ребенка (постоянные физические и умственные нагрузки, регулярные недосыпания и пр.).
  6. Последствия психологической травмы (испуг, страхи, связанные с определенными предметами, животными или людьми, сильное расстройство, спровоцировавшее панику).
  7. Ошибки в воспитании ребенка со стороны родителей (чрезмерная опека или агрессивность, навязывание страхов и пр.).
  8. Резкая смена обстановки (переезд в другой город, перевод в другой детский сад или школу).
  9. Последствия некоторых заболеваний (оказать негативное воздействие на нервную систему могут болезни, связанные с нарушением работоспособности любой части организма ребенка).
  10. Ослабленный организм ребенка (снижение иммунитета оказывает негативное влияние на нервную систему и становится причиной развития патологий эмоциональной этиологии).
  11. Воздействие сложной жизненной ситуации (отсутствие родителей у ребенка, наличие родителей, злоупотребляющих алкоголем и пр.).

О коррекции детей с минимальной мозговой дисфункцией читайте .

Какие бывают?

В медицинской практике неврозы подразделяются на множество разновидностей, но в детском возрасте может возникать только часть из них.

Большинство болезней обладает характерными симптомами, но в некоторых случаях их признаки могут напоминать плохие привычки.

Например, отдельной разновидностью неврозов являются привычные патологические действия.

В данном случае ребенок может раскачивать туловище при засыпании или в любое другое время, покусывать кончики пальцев, раздражать руками половые органы, грызть ногти или постоянно перебирать волосы.

Виды неврозов, чаще всего встречающихся в детском возрасте:

  1. Невроз тревоги или страха (ребенок может бояться оставаться один, испытывать страх темноты, в некоторых случаях данные состояния сопровождаются нарушением сознания и возникновением галлюцинаций).
  2. Неврастения или астенический невроз (заболевание чаще всего встречается у подростков или детей школьного возраста, сопровождается патология чрезмерной утомляемостью, раздражительностью и нарушением сна у ребенка).
  3. Невротический энкопрез (заболевание диагностируется в большинстве случае у мальчиков дошкольного и школьного возраста, сопровождается заболевание непроизвольными испражнениями).
  4. Невротический энурез (психические расстройства сопровождаются непроизвольным мочеиспусканием, которое в большинстве случаев возникает преимущественно в ночное время суток).
  5. Нервная анорексия (данная патология относится к числу неврозов, связанных с критичным нарушением аппетита у детей, спровоцировать такое состояние могут не только психологические факторы, но и чрезмерное кормление малыша в грудном возрасте).
  6. Невротическое заикание (заболевание начинает проявляться в процессе развития речи ребенка, причиной его возникновения могут быть многочисленные внешние и внутренние факторы).
  7. Ипохондрический невроз (заболевание чаще всего диагностируется у подростков, проявляется патология в виде страха определенных заболеваний и чрезмерной обеспокоенностью ребенка собственным здоровьем).
  8. Невротические тики (патология может проявиться в любом возрасте, но в группе риска находятся мальчики дошкольного возраста).
  9. Нарушение сна невротического типа (заболевание сопровождается бессонницей, разговорами во сне, лунатизмом и другими состояниями).

Особенности невроза навязчивых движений

Невроз навязчивых состояний в большинстве случаев выявляется у детей дошкольного или младшего школьного возраста.

Сопровождается такое состояние различными видами фобий, нарушением движений, повышенной возбудимостью, вегетативными и сенсорными расстройствами.

Особенностью данного заболевания является сочетание страхов с определенными двигательными отклонениями.

При возникновении страха ребенок может осуществлять следующие действия:

  • покашливание;
  • моргание глазами;
  • имитация насморка;
  • кивание головой;
  • причмокивание;
  • скрежет зубами;
  • щелканье пальцами;
  • накручивание волос на палец.

Симптомы и признаки

Проявление невроза у ребенка зависит от формы и стадии заболевания. Для каждой из разновидностей характерны определенные признаки.

При возникновении нескольких тревожных симптомов необходимо в кратчайшие сроки провести обследование и установить причину появившихся психоэмоциональных нарушений.

Благодаря своевременной диагностике невроза увеличиваются шансы на полное выздоровление маленького пациента.

Симптомами невроза у детей могут быть следующие состояния:

  • возникновение страхов и фобий (темноты, животных, заболеваний и пр.);
  • патологическое изменение мимики;
  • снижение или потеря аппетита;
  • резкое снижение массы тела;
  • чрезмерная капризность, плаксивость или раздражительность;
  • самопроизвольные движения (отсутствие контроля над телом);
  • нарушения работы сердечно-сосудистой системы;
  • неконтролируемые приступы страха;
  • снижение концентрации внимания;
  • депрессивные состояния;
  • нарушение сна;
  • снижение памяти;
  • самопроизвольное мочеиспускание;
  • отсутствие коммуникабельности (склонность к одиночеству);
  • систематические головные боли.

Диагностика и исследования

Диагностика неврозов у детей затруднена из-за особенностей эмоционального состояния пациентов данной возрастной категории. На протяжении длительного времени родители могут принимать признаки данного заболевания за капризы ребенка.

Данный фактор становится причиной не только поздней диагностики болезни, но и затруднения его терапии.

При наличии подозрений на невроз специалисты назначают комплексное обследование маленькому пациенту, которое включает в себя различные процедуры и дополнительную консультацию у профильных врачей.

При диагностике невроза у детей используются следующие процедуры:

  • осмотр ребенка логопедом, неврологом и педиатром;
  • консультация психиатра, детского психолога и психотерапевта;
  • психологический анализ жизни ребенка;
  • анализ рисунков;
  • оценка общего состояния здоровья;
  • проведение беседы с родителями.

Чем опасны?

Неврозы не относятся к числу смертельно опасных заболеваний, но увеличивают риск летального исхода ребенка по причине его нестабильной психики.

Главными последствиями заболеваний этой группы является серьезное нарушение адаптационных свойств и депрессивных состояний. В детском возрасте неврозы могут проявляться в виде раздражительности или страхов.

Постепенно данные состояния будет обостряться. Во взрослом возрасте они превратятся в фобии и могут стать причиной чрезмерной агрессии по отношению к окружающим.

Методы лечения

Как лечить невроз у детей? Терапия неврозов подразумевает сочетание нескольких методик. Ребенку обязательно назначаются занятия с психологом. На основании клинической картины состояния здоровья маленького пациента, специалист подбирает определенные методы лечения.

Медикаментозная терапия в большинстве случаев подразумевает прием общеукрепляющих препаратов, но при наличии некоторых диагнозов специалисты используют сильнодействующие медикаменты.

Дополнить курс можно народной медициной.

Психотерапия

Лечение неврозов с помощью приемов психотерапии показывает хорошие результаты. Схема терапии подбирается в индивидуальном порядке. В некоторых случаях психологи проводят сеансы не только с маленькими пациентами, но и их родителями.

Такая необходимость возникает, если врач выявляется причины невроза у малыша, связанные с его воспитанием или социальными факторами. Длительность лечения зависит от индивидуальной клинической картины состояния здоровья ребенка.

Психологи используют следующие методики при лечении неврозов у детей:

  • индивидуальная психотерапия;
  • семейная психотерапия;
  • аутогенная тренировка;
  • арт-терапия;
  • гипноз;
  • групповые занятия для улучшения коммуникабельности ребенка.

Препараты

Медикаментозная терапия неврозов должна проводиться только под контролем специалиста. Некоторые препараты при неправильном их применении могут снизить эффективность других методов лечения, которые применяются к ребенку.

Например, антидепрессанты не назначаются при наличии возможности контролировать состояние малыша с помощью занятий с психологом.

Транквилизаторы используются только при запущенных стадиях неврозов.

При неврозах ребенку могут быть назначены следующие препараты:

  • средства из категории фитопрепаратов (настойка валерианы, добавление в ванну при купании успокаивающих масел и настоек);
  • препараты для общего укрепления детского организма (витаминные комплексы, средства на основе калия и кальция, витамины С и В);
  • средства группы антидепрессантов (Сонапакс, Элениум);
  • транквилизаторы (Седуксен, Триоксазин);
  • ноотропные препараты (Ноотропил, Пирацетам).

Использование народных средств при лечении неврозов у детей необходимо согласовывать с врачом. При подборе рецептов альтернативной медицины важно исключать наличие у малыша аллергии или пищевой непереносимости отдельных компонентов.

В качестве основного способа лечения неврозов народные средства не используются. Главной целью их применения является дополнительное благоприятное воздействие на психическое состояние маленького пациента.

Примеры народных средств, используемых при лечении неврозов:

  1. Настой из зерен овса (500 г овса надо залить литром воды и довести до кипения, после процеживания в жидкость добавляется небольшое количество меда, принимать настой надо небольшими порциями несколько раз в день).
  2. Отвар на основе лекарственных трав (корень валерианы, листья мелиссы, пустырник и боярышник надо смешать в равных пропорциях, чайная ложка заготовки заливается кипятком и настаивается в течение пятнадцати минут, принимать отвар надо несколько раз в день небольшими порциями).
  3. Настой молодых листьев березы (100 г заготовки надо залить двумя стаканами кипятка и настоять, принимать средство в процеженном виде по одной третьей части стакана три раза в день до еды).

Дополнительная терапия

При лечении неврозов у детей хорошими результатами обладают такие приемы, как терапия с помощью животных, игротерапия и сказкотерапия. В первом случае контакт с кошками, собаками, лошадьми или дельфинами оказывает благоприятное воздействие на психику малыша.

Животные способны выработать у ребенка определенные качества, желание заботится о них и как следствие — повышение их самооценки. Методы игры и сказок обладают аналогичными свойствами.

Дополнительно при лечении неврозов могут использоваться следующие процедуры:

  • гипноз;
  • электрофорез;
  • электросон.

Поведение родителей

Лечение неврозов у детей может занимать длительное время. Эффективность терапии во многом зависит от поведения родителей.

Если предписания врачей выполняются, но ошибки в воспитании не будут исправлены, то облегчение состояния маленького пациента произойдет лишь на время. Устранение невроза любого типа — совместный труд врачей и родителей.

Рекомендации родителям:

  • с ребенком необходимо как можно больше общаться спокойным тоном;
  • при лечении неврозов ускорить выздоровление могут игротерапия и сказкотерапия;
  • при воспитании малыша важно исключить факторы, которые спровоцировали невроз;
  • предписания врачей и назначенные процедуры должны выполняться в обязательном порядке;
  • контроль круга общения ребенка;
  • создание для малыша максимально благоприятных условий жизни.

Профилактика

В большинстве случаев причины неврозов заключаются в ошибках родителей при воспитании детей или создании для них определенных условий жизни.

Профилактика данной патологии подразумевает конкретные действия со стороны взрослых. Родители должны осознавать степень ответственности и контролировать собственное поведение.

Частые ссоры в семье, постоянные наказания детей или занижение их самооценки являются распространенными причинами неврозов, но спровоцировать их может и чрезмерная опека малышей.

Мерами профилактики неврозов у детей являются следующие рекомендации:

  1. Исключение чрезмерной опеки ребенка и навязывания ему собственных страхов.
  2. При наличии подозрений на развитие у ребенка любой формы невроза, необходимо в кратчайшие сроки обратиться к врачу.
  3. Своевременное и полноценное лечение соматических заболеваний у детей.
  4. Предотвращение чрезмерной умственной и физической нагрузки, не соответствующей возрасту ребенка.
  5. Выработка у ребенка терпения и выдержки с самого раннего возраста.
  6. Воспитание ребенка в спокойной атмосфере и благоприятных жилищных условиях.
  7. Тщательное продумывание тактики воспитания ребенка (исключение агрессивности, чрезмерных наказаний и снижения самооценки малыша с самого раннего возраста).

Большинство неврозов в детском возрасте удается излечить, но только при наличии своевременной диагностики и комплексного лечения недуга под контролем специалистов. Чем раньше родители проведут обследование, тем больше будет шансов на благоприятные прогнозы.

Неврозы гораздо легче предотвратить, чем устранять, поэтому родителям необходимо создавать для детей максимально комфортные условия жизни. В противном случае имеющаяся патология останется неизлеченной и приведет к осложнениям.

Рекомендации по избавлению ребенка от икоты вы найдете на нашем сайте.

Как распознать первые признаки системных неврозов у детей? Узнайте из видео:

Невроз навязчивых состояний у детей.

Навязчивости (невроз навязчивых состояний)- это тревожное расстройство, выражающееся появлением навязчивых мыслей, сомнений, представлений, страхов (обсессии) и навязчивых действий (компульсии), сопровождающихся чувством тревоги. Невроз навязчивых страхов (фобический невроз) и невроз навязчивых действий (обсессивный невроз). Часто встречаются навязчивые состояния смешанного характера.

Родители детей, нередко обращаются к психологу, неврологу или психотерапевту с жалобами на необычноые, навязчивые действия или страхи у ребенка.

  • Ребенок боится глотать твердую пищу,
  • ребенок постоянно моет руки,
  • ребенок дует на руки или отряхивает их и др.

Такое необычное и пугающее родителей поведение ребенка чаще всего и является проявлением невроза навязчивых состояний.

Я нашла одно из определний неврозов, которое и попробую разобрать в статье. «Неврозы — это психогенные ( конфликтогенные) нервно-психические расстройства, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений».

Что значит психогенные (конфликтогенные) расстройства. Это означает, что вышеупомянутые действия или страхи имеют психологическую причину. Это одно из двух видов событий. Макротравмирующие или микротравмирующие события с одной стороны и особенная личностная уязвимость и готовность с другой.

К макротравмам или значимым психотравмирующим ситуациям относятся такие события в жизни ребенка как:

  • Переезд
  • Поход в детский сад
  • Потеря отношений с родителями (Длительная разлука, развод, гибель)
  • Рождение младшего ребенка в семье
  • Смерть или болезнь члена семьи

К микротравматическием событиям относятся ежедневные мелкие события, длительно (хронически) действующие стрессорные факторы, конфликтное напряжение от которых аккумулируется и истощает адаптационные возможности организма. К таким событиям могут быть отнесены:

  • Негативная атмосфера в школе (высокая ориентация на достижения, отвержение одноклассниками)
  • Частые ссоры дома
  • Завышенные требования к ребенку
  • Несправделивость или противоречевые требования к ребенку
  • Эмоциональная холодность, отвержение со стороны родителей.

В результате этих событий рождается внутренний конфликт, связанный с невозможностью удовлетворить базовые жизненно важные потребности ребенка (в любви и принятии, в безопасности).

Однако, как и в воникновении других психологических трудностей и психических расстройств, микро и макрособытия являются только одним из факторов. Ведь все дети сталкиваются с такими событиями, однако не все реагируют на них формированием невроза. Чаще всего имеет значение сочетание нескольких факторов. Как было сказано выше, особенная готовность к формированию невроза в личностной организации также играет большую роль.

Например:

Эмоциональный интеллект. Чем старше ребенок и чем выше его способности понимать свои чувства, уметь их называть, связывать с внешними событиями, а также выражать их открыто, тем ниже вероятность отреагировать на стрессы и конфликты неврозом. Семейная культура, в которой родители собственным примером демонстрируют ценность различных переживаний, необходимость и возможность говорить открыто даже о трудных чувствах, плакать, расстраиваться, горевать, грустить, бояться, способствует развитию навыков эмоциональной компетенстности ребенка и расширяют круг его стратегий и инструментов совладания с травмирующими событиями.

Тревожность и дефицит доверия – личность ребенка, формирующаяся в условиях дефицита доверия со стороны родителей (к нему самому, к жизни, к другим людям) также часто оказывается уязвимой для подобного рода расстройств Если родители сами воспринимают и видят мир полным опасностей, а ребенка, неспособным с этими опасностям справиться они транслируют ребенку собственное настороженное и тревожное отношение к миру ребенку.»Не ходи, упадешь», «Оденься, заболеешь», и.т.п

Чтобы было понятно о чем идет речь, я приведу пару примеров из практики, описывающие механизм формирования подобных расстройств.

  1. Девочка, 9 лет, около 3 месяцев не ест твердую пищу. Боится поперхнуться.

Около 4 месяцев назад в семье умерла бабушка, с которой девочка была очень близка. Родители решили не брать ребенка на церемонию похорон и вообще не слишком посвящать теме утраты время. Просто сказали, что бабушка умерла. Сами родители не имеют сформированного отношения к теме смерти, не умеют открыто говорить и размышлять о ней. Однажды девочка поинтересовалась умрет ли она, на что родители сообщили, что ей незачем об этом думать, это дурные мысли. Больше к теме утраты родиетели не возвращались, не выражали открыто собственные чувства по отношению к событию и не инициировали разговоров на тему переживаний ребенка.

  • Девочка 5 лет, ходит в детский сад, около 2 месяцев назад начала часто мыть и отряхивать руки, боится и избегает любых игр, связанных с возможностью испачкаться (красками, пластилином, песком и др.). Пол-года назад попала в больницу с инфекционным заболеванием. На консультациях мама много говорила о ценности чистоплотности в жизни. «Я говорю ей, что обязательно нужно мыть руки перед едой, рассказываю о микробах и бактериях, от которых можно заболеть».
  • Конечно, чаще всего родители не видят связи между внешними событиями и симптомом ребенка, и воспринимают его как отедельно возникшее и существующее от жизни ребенка и семьи расстройство. Тем более, что нередко эта связь не такая очевидная, как в приведенных примерах.

    Поэтому первое, что необходимо сделать в процессе работы с семьей это совершить переход от симптома (реакции) к причине (конфликту).

    Кроме этого полезно понимать функции и смысл (или позитивный аспект сипмтома) навязчивых действий. Чаще всего функция такого поведения заключаются в попытках (например)

    • контролировать источники опасности, которые поддаются контролю (избегать их).
    • успокоить, обезопасить себя и близких, поддерживая иллюзию контроля.
    • упорядочить реальность, сделать ее понятной, поддающейся контролю доступными способами.

    Обычно отвечая на вопрос о том, как быть и что делать с каким-либо расстройством, я начинаю с того, чего делать не стоит.

    Если вы заметили навязчивые страхи, мысли, действия ребенка не стоит его ругать, пугать, заставлять преодолевать свой страх и сделать то, чего он так боится. Не нужно его стыдить или высмеивать его действия. Ребенок не может влиять на это поведение усилием воли. Вообще заострять свое внимание на симптоме (навязчивом поведнии, страхах) не стоит. Важно понять, что стоит за этим симптомом, какова причина.

    Если есть возможность, я рекомендую семьям обратиться к специалисту.(психологу, психотерапевту, неврологу). Невроз навязчивых состояний чаще всего требует психотерапевтического наблюдения и сопровождения семьи.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *