Нарушения памяти и внимания

Память — одна из важнейших функций центральной нервной системы, способность откладывать, хранить и воспроизводить нужную информацию. Нарушение памяти бывает одним из симптомов неврологической или нейропсихической патологии, а может быть и единственным критерием заболевания.

Память бывает кратковременной и долговременной. Кратковременная память откладывает увиденную, услышанную информацию на несколько минут, чаще без осмысления содержания. Долговременная память анализирует полученную информацию, структурирует ее и откладывает на неопределенный срок.

Причины нарушения памяти у детей и взрослых могут быть различны.

Причины нарушения памяти у детей: частые простудные заболевания, анемии, черепно-мозговые травмы, стрессовые ситуации, употребление алкоголя, синдром гиперактивности и дефицита внимания, врожденная умственная отсталость (например, при синдроме Дауна).

Причины нарушения памяти у взрослых:

  • Острые нарушения мозгового кровообращения (ишемические и геморрагические инсульты)
  • Хронические нарушения мозгового кровообращения — дисциркуляторная энцефалопатия, чаще всего являющаяся следствием атеросклеротического поражения сосудов и гипертонической болезни, когда мозг хронически недополучает кислород. Дисциркуляторная энцефалопатия является одной из самых частых причин снижения памяти у взрослых.
  • Черепно-мозговые травмы
  • Дисфункция вегетативной нервной системы. Характеризуется нарушением регуляции сердечно-сосудистой, а также дыхательной и пищеварительной систем. Может быть составной частью эндокринных нарушений. Встречается чаще у молодых и требует консультации невролога и эндокринолога.
  • Стрессовые ситуации
  • Опухоли головного мозга
  • Вертебро-базилярная недостаточность (ухудшение функций мозга по причине снижения кровотока в позвоночных и базилярной артериях)
  • Психические заболевания (шизофрения, эпилепсия, депрессия)
  • Болезнь Альцгеймера
  • Алкоголизм и наркомания
  • Нарушения памяти при интоксикациях и метаболических нарушениях, гормональных нарушениях

Снижение памяти или гипомнезия часто сочетается с так называемым астеническим синдромом, для которого характерна повышенная утомляемость, нервозность, перепады артериального давления, головные боли. Астенический синдром, как правило, встречается при гипертонической болезни, черепно-мозговых травмах, вегетативных дисфункциях и психических заболеваниях, а также при наркомании и алкоголизме.

При амнезии из памяти выпадают некоторые фрагменты событий. Выделяют несколько видов амнезии:

  1. Ретроградная амнезия — нарушение памяти, при котором из памяти выпадает фрагмент события, произошедшего до травмы (чаще это происходит после ЧМТ)
  2. Антероградная амнезия — нарушение памяти, при котором человек не помнит то событие, которое произошло после травмы, до травмы события в памяти сохраняются. (это происходит также после черепно-мозговой травмы)
  3. Фиксационная амнезия — плохая память на текущие события
  4. Тотальная амнезия— человек не помнит ничего, стирается даже информация о себе.
  5. Прогрессирующая амнезия — потеря памяти, с которой невозможно справится, от настоящего к прошлому (встречается при болезни Альцгеймера)

Гипермнезия — нарушение памяти, при котором человек с легкостью надолго запоминает большое количество информации, рассматривается как вариант нормы, если нет других симптомов, свидетельствующих о психическом заболевании (например, эпилепсии) или данных об употреблении психоактивных веществ.

Снижение концентрации внимания

К нарушениям памяти и внимания также относится неспособность сосредотачиваться на конкретных объектах:

  1. Неустойчивость внимания или отвлекаемость, когда человек не может сконцентрироваться на обсуждаемой теме (часто сочетается со снижением памяти, встречается у детей при синдроме гиперактивности и дефицита внимания, в юношеском возрасте, при шизофрении (гебефрении- одной из форм шизофрении))
  2. Ригидность — замедленность переключения с одной темы на другую (наблюдается у больных эпилепсией)
  3. Недостаточная концентрация внимания (может быть особенностью темперамента и поведения)

При всех видах нарушений памяти необходимо обратиться к врачу терапевту (неврологу, психиатру, нейрохирургу) для постановки точного диагноза. Врач выясняет не было ли у больного черепно-мозговой травмы, давно ли наблюдаются нарушения памяти, какими заболеваниями болеет пациент (гипертоническая болезнь, сахарный диабет), не употребляет ли алкоголь и наркотики.

Врач может назначить общий анализ крови, анализ биохимических показателей крови и анализы крови на гормоны для исключения нарушений памяти как следствия интоксикации, метаболических и гормональных нарушений; а также МРТ, КТ, ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография), при которых можно увидеть опухоль головного мозга, гидроцефалию, отличить сосудистое поражение головного мозга от дегенеративного. УЗИ и дуплексное сканирование сосудов головы и шеи, необходимы для оценки состояния сосудов головы и шеи, можно также сделать отдельно МРТ сосудов головы и шеи. ЭЭГ необходима для диагностики эпилепсии.

Лечение нарушений памяти

После установления диагноза врач приступает к лечению основного заболевания и коррекции когнитивных нарушений.

Острая (ишемический и геморрагический инсульт) и хроническая (дисциркуляторная энцефалопатия) недостаточность мозгового кровообращения являются следствием сердечно-сосудистых заболеваний, поэтому терапия должна быть направлена на лежащие в основе сосудистой мозговой недостаточности патологические процессы: артериальная гипертензия, атеросклероз магистральных артерий головы, заболевания сердца.

Наличие гемодинамически значимого атеросклероза магистральных артерий требует назначение антиагрегантов (ацетилсалициловая кислота в дозе 75-300мг/сут, клопидогрел в дозе 75мг/сут.

Наличие гиперлипидемии (один из важнейших показателей гиперлипидемии является повышенный холестерин), не поддающийся коррекции соблюдением диеты, требует назначения статинов (Симвастатин, Аторвастатин).

Важным является борьба с факторами риска ишемии головного мозга: курением, гиподинамией, сахарным диабетом, ожирением.

При наличии сосудистой мозговой недостаточности целесообразно назначение препаратов, воздействующих преимущественно на мелкие сосуды. Это так называемая нейропротективная терапия. Под нейропротективной терапией подразумевается любая стратегия, защищающая клетки от гибели в результате ишемии (недостатка кислорода).

Ноотропные препараты делятся на нейропротективные препараты и ноотропы прямого действия.

К нейропротективным препаратам относят:

  1. Ингибиторы фосфодиэстеразы: Эуфиллин, Пентоксифиллин, Винпоцетин, Танакан. Сосудорасширяющий эффект этих препаратов обусловлен увеличением в гладкомышечных клетках сосудистой стенки цАМФ (специального фермента), что приводит к расслаблению и увеличению их просвета.
  2. Блокаторы кальциевых каналов: Циннаризин, Флюнаризин, Нимодипин. Оказывает сосудорасширяющий эффект благодаря уменьшению содержания кальция внутри гладкомышечных клеток сосудистой стенки.
  3. Блокаторы α2-адренорецепторов: Ницерголин. Этот препарат устраняет сосудосуживающий эффект адреналина и норадреналина.
  4. Антиоксиданты — группа препаратов, замедляющих процессы так называемого окисления, имеющих место при ишемии (недостатке кислорода) головного мозга. К данным препаратам относят: Мексидол, Эмоксипин.

К ноотропам прямого действия относятся:

  1. Нейропептиды. Они содержат аминокислоты (белки), необходимые для улучшения работы головного мозга. Один из наиболее применяемых препаратов данной группы — Церебролизин. Согласно современным представлениям клинический эффект наступает при введении данного препарата в дозе 30-60 мл внутривенно на 200 мл физиологического раствора, на курс необходимо 10-20 вливаний. Также к данной группе препаратов относится Кортексин, Актовегин.
  2. Одним из первых препаратов для улучшения памяти был Пирацетам (Ноотропил), относится к группе ноотропов, имеющих прямое действие. Повышает устойчивость мозговой ткани к гипоксии (недостатку кислорода), улучшает память, настроение у больных и здоровых людей за счет нормализации нейромедиаторов (биологически активных химических веществ, с помощью которых происходит передача нервных импульсов). В последнее время назначение данного препарата в раннее назначаемых дозировках считаются неэффективными, для достижения клинического эффекта необходима дозировка 4-12 г/сут., более целесообразно внутривенное введение 20-60 мл пирацетама на 200 мл физиологического раствора, на курс необходимо 10-20 вливаний.

Растительные препараты для улучшения памяти

Экстракт гинкго билоба (Билобил, Гинко) относится к препаратам, улучшающим мозговое и периферическое кровообращение

Если речь идет о дисфункции вегетативной нервной системы, при которой также имеет место нарушения со стороны нервной системы, обусловленной недостаточным усвоением кислорода головным мозгом, то могут также использоваться ноотропные препараты, а также, при необходимости седативные и антидепрессанты. При артериальной гипотензии возможно применение таких растительных препаратов как настойка женьшеня, китайского лимонника. А также рекомендована физиотерапия и массаж. При дисфункции вегетативной нервной системы необходима также консультация эндокринолога, чтобы исключить возможную патологию щитовидной железы.

Терапия ноотропными препаратами используется при любом нарушении памяти с учетом коррекции основного заболевания.

Терапевт Кузнецова Евгения Анатольевна

Лекция 5. Нарушения памяти, внимания, интеллекта

Внимание – сосредоточение личности на определенных объектах и деятельности.

· пассивное – то типу ориентационного рефлекса

· активное – при целенаправленной деятельности

· селективное – выбор 1 сигнала из ряда подобных.

Качества внимания: способность к концентрации

объем

устойчивость

переключаемость

Внимание имеет внешнюю или внутреннюю направленность.

Нарушения внимания:

1.Истощаемость – больной быстро устает и не может дальше работать, встречается при астении (соматические и инфекционные болезни), неврозах, органических расстройствах.

2.Отвлекаемость – быстрое переключение с одного объекта на другой. Встречается при гипердинамическом Sd в младшем школьном возрасте, маниакальном Sd, гипоманиакальных состояниях.

Апрозексия – полная невозможность сосредоточения внимания, характерная для органического поражения лобных долей, ранней детской шизофрении.

3.Инертность (ригидность) – затрудненное переключение с одного объекта на другой, характерное для эпилепсии, органических расстройств.

Исследуют внимание с помощью метода наблюдения, психологических методик: счет по Крипелину (вычитают из100 по 7, 13, 17 последовательно), корректурная проба Бурдона (вычеркивание на время), таблиц Шульте (искать цифры от 1 до25).

Память – это отражение прошлого опыта, заключенное в воспоминании, сохранение и воспроизведение ранее пережитого и сделанного. Включает в себя 3 этапа: запоминание, сохранение, воспроизведение.

Классификация памяти:

1.В зависимости от органов чувств: зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, проприоцептивная.

2.По продолжительности – оперативная (на несколько секунд), кратковременная (на текущие события), долговременная (сохраняется на важные события, информацию, повторяющуюся много раз).

Механизмы памяти до конца не изучены. Кратковременная память — это циркуляция возбуждения в гиппокампе, лимбической системе, РФ, височной области. Долговременная память – это информация, записанная на РНК и ДНК.

Нарушения памяти:

· обратимые – наблюдаются только в период болезни, например, при неврозах.

· необратимые – при органических нарушениях.

Количественные:

1.Гипермнезия – запоминание информации надолго, детально четко. Встречается при нарушениях интеллекта (имбецил оперирует в уме с 3-4-значными числами), в коме, при тяжелых инфекционных заболеваниях.

2.Гипомнезия – ослабление запоминания. Встречается при эпилепсии, неврозах, органических расстройствах, шизофрении.

Закон Рибо: события, происходившие недавно, запоминаются хуже и стираются быстрее, чем события детства и юности.

Анэкфория — затруднение воспроизведения информации.

3.Амнезия – отсутствие воспоминаний на определенный период.

Ретроградная– выпадают события, непосредственно предшествовавшие чрезвычайному событию или болезни.

Антероградная – выпадают события, последовавшие после происшествия.

Конградная – выпадение воспоминаний на время травмирующих событий.

Отставленная – амнезия возникает спустя некоторое время после травмирующих событий.

Аффектогенная – выпадают события на период аффекта.

Фиксационная – нарушается запоминание текущих событий, жизнь становится одномоментной. Часто сопровождается амнестической дезориентировкой, когда больной совершенно не может сориентироваться во времени и месте. Человек не помнит, какой сегодня день, что и когда он ел, что он делал до этого, не знает дорогу домой. Встречается при атрофических заболеваниях головного мозга (болезнь Альцгеймера), ЦАС, тяжелой ЧМТ.

Тотальная – человек вообще ничего не помнит.

Качественные:

1.Конфабуляции – события, которых не было, и которыми заполняются пробелы в памяти. Это галлюцинации памяти. Замена ложными воспоминаниями происходит неумышленно, человек полностью в это верит. Иногда вымышленные событие дополняются бредом (шизофрения, органические психозы).

2.Псевдореминисценции – пробелы в памяти заполняются событиями в действительности происходившими когда-то, но они переносятся в месте и времени. Встречается при органических расстройствах.

3.Экмнезия – больной как-бы живет в своей прошлой жизни. Встречается при ЦАС, истерии, шизофрении.

4.Криптомнезии – невольный плагиат, пробелы в памяти заполняются чужими мыслями и идеями, но авторство их присваивается.

Нарушения чувства знакомого:

Déjà vu– больной в незнакомой обстановке узнает знакомое.

Jamas vu– больной не узнает знакомую обстановку.

Встречается при эпилепсии, сосудистых расстройствах, энцефалите.

Корсаковский синдром – фиксационная амнезия

ретро — и антероградная амнезия

парамнезии (конфабуляции и псевдореминисценции)

Обычно изменения стабильные, но могут быть и обратимыми (при менингоэнцефалите, коме, интоксикациях, алкоголизме, после ЧМТ).

Корсаковский психоз – тяжелый алкогольный психоз, включает в себя Корсаковский Sd и полинейропатию.

Sd прогрессирующей амнезии – потеря памяти постепенно прогрессирует по закону Рибо вплоть до тотальной амнезии.

Свойства памяти исследуются в беседе. Собираются общие сведения (школьная программа по истории, литературе), биография, используется методика запоминания 10 слов с воспроизведением их сразу и через час, пересказ вчерашнего дня.

Нарушения интеллекта:

способность к приобретению знаний, опыта и умение использовать их на практике.

Основа интеллекта – мышление и предпосылки (память, внимание, речь, моторика, познавательная активность, эмоции, воля).

Деменция — приобретенное слабоумие, «разорившийся богач». Выделяют 3 вида:

1.Органическая– ЧМТ, опухоли, ЦАС, комы, энцефалопатии, хронические интоксикации. Триада Вальтер – Бюэля – нарушения памяти, осмысления, аффективные колебания. Органическая деменция может быть лакунарной (страдают предпосылки интеллекта, но ядро личности и характер не меняются) или тотальной (ядро личности и характерологические особенности разрушаются, критика к себе утрачивается, происходит распад мыслительной деятельности). Тотальная деменция наступает на поздних стадиях болезни Альцгеймера, после инсультов, ЧМТ.

Психоорганический Sd – включает в себя расстройства интеллекта, аффективную лабильность и снижение критики к своему состоянию.

2.Эпилептическая – постепенное сужение круга интересов с концентрацией на своей личности (концентрическая деменция). Появляется обстоятельность мышления, затем сменяется торпидностью, олигофазией (уменьшение словарного запаса), страдает память, внимание. Появляется злопамятность, мстительность, склонность к застреванию на неприятных моментах, дисфория, склонность к вспышкам агрессии.

3.Шизофреническая – больной не может использовать знания на практике, он как «книга с истертым шрифтом». Деменция развивается на базе нарушений мышления. Наблюдается паралогичность, разноплановость, резонерство, автоматизация мышления. Апатико-абулический Sd – нарушение воли, мотивации при шизофрении. Больной перестает сремиться к получению новых знаний и, соответственно, снижается его интеллект.

Переходные реакции Вика – появляются в отдаленные, поздние периоды заболевания. Возникают маниакальные, депрессивные состояния, галлюцинации, бред.

Умственная отсталость:

Термин «олигофрения» изъят из МКБ-10.

Под умственной отсталостью понимают врожденные или рано-приобретенные (до 3 лет) снижение интеллекта, при котором нарушается как мышление, так и предпосылки интеллекта, это общепсихическое недоразвитие с преимущественным поражением интеллекта. При хорошем обучении могут приобретать определенные навыки. Причины нарушений интеллекта – ИНЧМТ, комы в раннем детстве, токсическая дифтерия, менингоэнцефалиты, генетические факторы, антенатальные факторы (ВУИ, Rh-конфликт, интоксикации, асфиксия внутриутробная и в родах). К особо опасным ВУИ относятся краснуха, токсоплазмоз, сифилис.

Для умственной отсталости характерен полигенный тип наследования, т.е. у родителей, имеющих компенсированные отклонения, может родиться больной ребенок.

Виды:

1.Выраженная (ранее именовалась идиотия) – речи нет, чужую речь не понимает, поведение обусловлено инстинктами, мышления нет, к самообслуживанию не способен. Интеллект ниже, чем у животных. IQ до 20.

2.Тяжелая (имбецильность) – лексикон мал и беден, могут проявлять эмоции и простейшие чувства, понимает простейшие фразы, имеет минимальные навыки самообслуживания, мышление наглядно-действенное, эмоции недифференцированные. IQ 20-24.

3.Умеренная(умеренная имбецильность) – более развитая речь, могут строить простые фразы, но с аграматизмами. Мышление с компонентами образного, удовлетворительные навыки самообслуживания. Читают по слогам, но в обычной школе учиться не могут, учатся в школах реабилитации. IQ до 40.

4.Легкая (дебильность) – речь хорошая, но шаблонная, не понимают юмора. Мышление – конкретно-образное. Эмоционально-волевая неустойчивость – часто попадают в асоциальную компанию, повышена внушаемость. Обучаются в коррекционных школах 8-го типа (учатся 9 лет до уровня 5-го класса, но прививаются трудовые навыки).

Выделяют:

Ø легкая дебильность – затруднения в обучении начинаются в 5-6 классе школы, вспомогательную школу заканчивают нормально, живут, как правило, самостоятельно.

Ø умеренная– затруднения появляются при обучении в 1-2 классе обычной школы или в 5-6 классе вспомогательной школы. Могут жить одни, но нуждаются в посторонней помощи. Могут выполнять простой, неквалифицированный труд, абстрактное мышление не развито.

Ø выраженная– затруднения появляются в 1-2 классе вспомогательной школы, словарный запас составляет десятки слов, мышление конкретное. Страдают навыки самообслуживания, одни жить не могут. Могут выполнять только очень простую работу.

Атипичные формы олигофрении:

Как правило, органической природы, в т.ч. аномалии развития.

1.Краниостеноз – преждевременное заращение свода черепа с его деформацией и нарушением развития головного мозга. Частота 1 на 1000 новорожденных. Есть семейные и экзогенно-обусловленные формы. Повышается внутричерепное давление, возникает экзофтальм, нистагм, судорожные припадки, половина отстает в развитии (дебильность, имбецильность), у многих психастенический Sd. Лечение симптоматическое.

2.Гидроцефалия – возникают вследствие воздействия антенатальных и генетических факторов. Степень нарушений – от легкой дебильности до идиотии. Отличаются хорошим музыкальным слухом, хорошей механической памятью. Имеют большой запас слов, но речь штампованная. Эйфоричны, благодушны, реже бывают вспышки раздражительности. Особенности фенотипа: мозговой череп значительно преобладает над лицевым, лоб выпуклый, роднички выбухают, кожа на голове тонкая с просвечивающими венами. Часто встречаются двигательные расстройства (параличи, нарушение координации движений), атрофии соска зрительного нерва, вегетативно-эндокринные дисфункции, повышение внутричерепного давления.

3.Олигофрения + ДЦП – интеллект и психическое развитие страдают неравномерно, структура дефекта сложная. Нарушается пространственное ориентирование и конструктивный праксис. ДЦП не всегда сопровождается снижением интеллекта, но всегда присутствуют эмоционально-волевые изменения: повышенная возбудимость, гиперестезии, истощаемость. Такие дети плаксивы, медлительны или излишне суетливы. У них может наблюдаться ригидность психических процессов, наклонность к персеверациям. В пубертате может появляться расторможенность влечений.

4.Олигофрения с недоразвитием отдельных систем – для них характерна атипичность проявлений, которые зависят от топики поражения.

Ø Астенический вариант возникает после негрубых воздействий (недоношенность, гипоксия). Наблюдается выраженная дисгармоничность развития – при нормальной памяти и словарном запасе не могут читать и писать, зная дни и месяцы, не могут назвать их в обратном порядке. Недостаточность временных и пространственных представлений. Слабость побуждений, вялость, резонерство.

Ø Олигофрения с лобной недостаточностью проявляется в виде резкого нарушения целенаправленности психической деятельности. Больные вялые, пассивные, подчиняемые. Поведение их неорганизованно, импульсивно, суетливо. Моторика развита недостаточно. Речь пустая, «попугайная». Некритичны, отсутствует чувство дистанции и такта, они не смущаются в неловкой обстановке, не тяготятся собственной несостоятельностью, всегда всем довольны.

Ø Формы с недоразвитием речи возникают при поражении мозговых центров речи, наблюдается алалия, в остальном интеллект сохранен.

Ø Формы с поражением зрения, слуха, других сенсорных систем характеризуются преимущественным отставанием пораженной системы.

Обследование: методики Векслера, Стэнфорда, исследуют общий объем знаний, память, внимание, интеллект. IQ до 70.

Виды нарушения памяти и их симптомы

Чтобы понять расстройства памяти, нужно ознакомиться с базовой терминологией и механизмами.

Память – это психический процесс, отвечающий за запоминание, хранение, многократное воспроизведение и стирание информации. К информации относятся навыки, знания, опыт, зрительные и слуховые образы, – любые сведения, которые может воспринять мозг, вплоть до тысячного оттенка запаха.

Существует множество классификаций памяти (сенсорная, моторная, социальная, пространственная, автобиографическая). Однако клинически наиболее важная классификация по времени запоминания – кратковременная и долговременная.

Физиологически кратковременная память поддерживается реверберацией возбуждения. Это физиологический процесс, при котором нервный импульс циркулирует по закрытой цепочке нервных клеток. Информация хранится до тех пор, пока в этой цепочке находятся в состоянии возбуждения.

Информация из кратковременной памяти в долговременную память переходит путем консолидации. Это каскад биохимических процессов, в ходе которых информация «записывается» в нейронные сети.

У каждого человека есть свои индивидуальные особенности памяти с рождения. Один запоминает стих после 3-4 прочтений, другому нужно 15 раз. Индивидуальный низкий показатель запоминания не считается нарушением, если он находится в пределах нормы.

Что это такое

Расстройства памяти – это нарушение процессов запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации. Из греческого память переводится как «mnesis», поэтому все психические патологии связаны с mnesis: амнезия, гипермнезия или гипомнезия. Однако термин амнезия не отождествляет все нарушения памяти, амнезия – это частный случай нарушения памяти.

Расстройства памяти – частый спутник психических патологий. Почти все больные жалуются на снижение памяти, забывчивость, невозможность запомнить информацию и невозможность узнать ранее знакомое лицо или предмет.

Причины

Болезненные нарушения памяти возникают из-за органических заболеваний головного мозга и психических расстройств:

  • Органические заболевания:
    • болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, болезнь Пика;
    • черепно-мозговые травмы;
    • инфекции головного мозга: менингит, энцефалит, менингоэнцефалит;
    • поражение головного мозга вследствие алкоголизма, наркомании, нарушения обмена веществ и дефицита витаминов группы B;
    • интоксикация центральной нервной системы тяжелыми металлами и медикаментами;
    • инсульт, транзиторная ишемическая атака, гипертоническая болезнь, дисциркуляторная энцефалопатия, аневризмы и тромбоэмболические нарушения;
    • гидроцефалия, микро- и макроцефалия.
  • Психические расстройства:
    • шизофрения;
    • биполярно-аффективное расстройство;
    • депрессия;
    • возрастные нарушения памяти;
    • деменция;
    • патологические психические состояния: психоз, нарушение сознания;
    • задержка психического развития;
    • диссоциативный синдром.

Бывают временные и устойчивые нарушения памяти. Временные возникают из-за преходящих психических состояний. Например, во время стресса снижается способность к запоминанию новой информации, то есть когнитивные нарушения памяти. Когда стресс проходит, память восстанавливается. Устойчивые нарушения – это необратимое нарушение памяти, при котором информация постепенно стирается навсегда. Такое явление, например, наблюдается при болезни Альцгеймера и деменции.

Виды и их симптомы

Нарушения памяти бывают количественными и качественными.

Количественные нарушения памяти – это дисмнезии. Дисмнезия характеризуется снижением запаса памяти, снижением или увеличением возможности запоминать новое.

К количественным нарушениям относится:

  1. Гипомнезия. Расстройство характеризуется ослаблением всех компонентов памяти. Снижается способность запоминать новое: имена, лица, навыки, прочитанное, увиденное, услышанное, даты, события, образы. Чтобы скомпенсировать недостаток, люди с гипомнезией записывают информацию в блокнот или заметки на телефоне. Пациенты с ослабленной памятью теряют нить повествования в книге или фильме. Для гипомнезии характерна анэкфория – невозможность вспомнить слово, термин, дату или события без посторонней помощи. Это частично нарушение опосредованной памяти, когда для воспроизведения информации нужен факт опосредованности.
  2. Гипермнезия. Это усиление компонентов памяти: человек запоминает намного больше, чем нужно. При этом утрачивается сознательный компонент – человек запоминает то, чего не хочет запомнить. Он теряет контроль над памятью. У людей с гипермнезией спонтанно возникают образы прошлого, события, актуализируется прошлый опыт и знания. Чрезмерная детализация информации часто отвлекает человека от работы или разговора, он отвлекается на переживание прошлого опыта.
  3. Амнезия. Расстройство характеризуется полным стиранием определенной информации.

Виды амнезии:

  • ретроградная амнезия – стираются события, предшествующие острому периоду болезни; например, больной забывает несколько часов своей жизни до автокатастрофы или несколько дней, когда он был в бреду при острой менингококковой инфекции; при ретроградной амнезии страдает компонент памяти – воспроизведение;
  • антероградная амнезия – стираются события, которые происходили после острого периода болезни; здесь нарушаются два компонента памяти – запоминание и воспроизведение; антероградная амнезия встречается при патологиях, которые сопровождаются нарушением сознания; чаще всего встречается в структуре корсаковского синдрома и при аменции;
  • ретроантероградная амнезия – это тотальное стирание событий, которые происходили до и после острого периода заболевания;
  • конградная амнезия – стирание воспоминаний в эпизод острого периода заболевания; страдают компоненты восприятия и фиксации информации; встречается при заболеваниях, которые сопровождаются нарушением сознания;
  • фиксационная амнезия – это нарушение кратковременной памяти, при которой нарушается способность фиксировать текущие события; часто встречается при грубых органических заболеваниях головного мозга; например, в комнату заходит бабушка и спрашивает, что приготовить на ужин, а внук ей отвечает: «Борщ»; через несколько секунд бабушка снова задает тот же вопрос; при этом долговременная память сохраняется – бабушка помнить события из детства, молодости и зрелости; нарушение оперативной памяти входит в структуру корсаковского синдрома, синдрома прогрессирующей амнезии;
  • прогрессирующая амнезия – нарушение долговременной памяти по закону Рибо: из памяти постепенно стираются события давних лет, затем недавних лет, вплоть до невозможности воспроизвести то, что было вчера;
  • ретардированная амнезия – нарушение, при котором стирание событий отсрочивается; например, человек отчетливо помнил события после падения с крыши дома, но через несколько месяцев воспоминания вытесняются;
  • аффектогенная амнезия – вытесняются события, которые сопровождались неприятными эмоциями или сильным эмоциональным потрясением;
  • истерическая амнезия – нарушение краткосрочной памяти, при котором у человека вытесняются отдельные эмоционально неприятные факты.

Качественные нарушения памяти (парамнезии) – это ложные воспоминания, смещение хронологии событий или воспроизведение вымышленных событий.

К нарушениям памяти относится:

  1. Псевдореминисценции. Характеризуется ошибочными воспоминаниями. Устаревшее название – иллюзии памяти. Больной с псевдореминисценциями рассказывает о событиях, которые реально были в его жизни, но в неправильной хронологии. Врач спрашивает у пациента, когда он попал в отделение. Больной отвечает: «3 дня назад». Однако в истории болезни отмечено, что пациент уже 25 дней находится на лечении. Такое ложное воспоминание называется псевдореминисценцией.
  2. Криптомнезия. Нарушение памяти характеризуется невозможностью вспомнить событие, при котором смещается источник информации. Например, больной читает стих и присваивает его себе. Но на самом деле этот стих он выучил еще в школе, но пациент считает, что он – автор произведения.
  3. Конфабуляции. Галлюцинации памяти характеризуются яркими, но ложными воспоминаниями, которые в реальности не происходили. Пациент убежден в их достоверности. Больной может утверждать, что вчера ужинал с Илоном Маском, а год назад встречался с Анжелиной Джоли.

Классификация Лурии по специфичности:

  • Модально неспецифические нарушения памяти возникают при поражении структур, отвечающих за тонус коры головного мозга. Характеризуется снижением всех компонентов памяти.
  • Модально специфические нарушения памяти возникают при поражении локальных отделов головного мозга: гиппокампа, зрительной или слуховой коры. Характеризуется нарушением сенсорной и тактильной памяти.

Вместе с другими заболеваниями

Расстройства памяти – не изолированное нарушение. Оно всегда сопровождается другие заболевания.

Нарушение памяти при психических и органических заболеваниях:

  1. Шизофрения. Память – это последний процесс, который страдает при шизофрении.
  2. Депрессия. Возникает гипомнезия.
  3. Маниакальное состояние. Сопровождается гипермнезией.
  4. Нарушение памяти при ЧМТ. Чаще всего встречается ретроградная амнезия.
  5. Нейродегенеративные заболевания и деменция. Сопровождаются фиксационной амнезией, гипомнезией, прогрессирующей амнезией, конфабуляциями.
  6. Нарушение памяти в пожилом возрасте. Сопровождается гипомнезией из-за ухудшения кровоснабжения мозга.
  7. Нарушение сознания. При аменции, онейроиде – полная ретроградная амнезия. При сумеречном помрачении и алкогольном делирии – частичное стирание воспоминаний.
  8. Хронический алкоголизм. Сопровождается гипомнезией и синдромом Корсакова (фиксационная амнезия, псевдореминисценции, конфабуляции, амнестическая дезориентация, ретроантероградная амнезия).
  9. Нарушение памяти при эпилепсии. При эпилепсии мотивационные и эмоциональные установки становятся ригидными, наблюдается нарушение мотивационного компонента памяти. Характеризуется гипомнезией.
  10. Преходящие и невротические расстройства: астения, неврастения, нарушение адаптации. Характеризуются гипомнезией.
  11. Нарушение памяти при резидуальной органике. Это остаточные явления в головном мозгу после интоксикации, черепно-мозговой травмы, родовой травмы, инсульта. Характерны дисмнезии и парамнезии.

Диагностика

Нарушения памяти исследует врач-психиатр или медицинский психолог. Диагностика нарушений памяти – это вспомогательный компонент в диагностике болезни в целом. Исследование нарушения памяти – это не цель, а средство. Диагностика памяти нужна, чтобы установить наличие той или иной болезни, ее стадию и динамику: деменция, маниакальная фаза биполярно-аффективного расстройства или черепно-мозговая травма.

Тактика взаимодействия с пациентами начинается с клинической беседы. Врачу нужно знать, помнит ли больной о недавних событиях, считает ли он свою память хорошей, помнит ли он о событиях после острого периода болезни. Чтобы убедиться в достоверности фактов, врач может расспросить родственников или друзей.

Затем врач использует тесты по нарушению памяти. Наиболее популярные:

  • «Заучивание 10-ти слов»;
  • методика «Пиктограммы»;
  • «Объем кратковременной памяти»;
  • методика «Смысловая память».

Лечение

Изолированно память не лечится. В первую очередь нужно лечить основное заболевание, которое вызвало дисмнезию или парамнезии. Например, при сосудистой деменции назначаются таблетки, которые стабилизируют артериальное давление и снижают уровень холестерина в крови. Коррекция нарушений памяти в таком случае происходит ноотропами.

Однако при заболеваниях, которые сопровождаются преимущественно нарушением памяти (болезнь Альцгеймера, деменция с тельцами Леви), назначаются препараты для улучшения когнитивных функций, в том числе памяти. Препараты: Мемантин, Ривастигмин, Донепезил, Галантамин.

Профилактика

Некоторые патологии памяти нельзя предотвратить, например, конфабуляции, псевдореминисценции или синдрома Корсакова, так как они входят в структуру серьезных психических расстройств.

Однако можно предупредить гипомнезию, которая настигает большинство людей в старости. Для этого следует изучать стихи, ходить новыми дорогами, смотреть новые фильмы и запоминать имена героев и сюжетную линию. Чтобы предотвратить снижение памяти на фоне гипертонической болезни и атеросклероза, следует ограничить соль до 5 г в сутки и исключить из рациона мучные блюда. Предотвращают гипомнезию ежедневные физические нагрузки.

Павел Дубровный, Специалист по медицинской психологии Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Нарушение памяти и внимания — профилактика и лечение

10-01-2014, 20:46 Официальная медицина » Неврология S.Bok Нарушение памяти и внимания, умственной работоспособности и других высших психических функций является одним из наиболее часто встречаемых видов неврологических нарушений.
По статистике, почти каждый третий пациент, обратившийся в поликлинику, жалуется на снижение памяти. Особенно велик процент лиц, недовольных своей памятью, среди пожилых и старых людей.

Причины нарушения памяти и внимания

Причины повышенной забывчивости разнообразны. Временное ослабление памяти и внимания часто наступает в результате переутомления, эмоционального стресса, длительных нарушений сна, снижения фона настроения или повышенной тревожности.
Такие нарушения памяти врачи-неврологи называют «функциональными». Обычно они имеют хороший прогноз и проходят или значительно уменьшаются после устранения вызвавшей их причины.
Нарушения памяти в молодом и среднем возрасте в большинстве случаев имеют «функциональный» характер. Более выраженные и стойкие расстройства памяти возникают в результате заболевания головного мозга.

Самыми частыми болезнями, которые приводят к нарушениям памяти, являются болезнь Альцгеймера и сосудистые заболевания головного мозга. Эти заболевания могут начинаться в любом возрасте, но значительно чаще возникают у пожилых людей.
В основе болезни Альцгеймера лежит процесс возрастной атрофии головного мозга. Иногда это заболевание носит семейный характер и передается по наследству.
Главным симптомом является неуклонно нарастающая забывчивость, к которой со временем присоединяются другие психические нарушения. На развернутых стадиях этого заболевания пациент утрачивает многие приобретенные навыки и требует посторонней помощи, что говорит о наступлении деменции (слабоумия).
Сосудистые заболевания головного мозга также приводят к нарушениям памяти, но обычно не столь выраженным, как болезнь Альцгеймера. При сосудистых заболеваниях головного мозга обычно страдают внимание и сообразительность, могут изменяться эмоциональные реакции. Эти расстройства также нередко приводят к деменции.
Как известно, в большинстве случаев болезнь легче предотвратить, чем вылечить. В настоящее время существуют возможности эффективной помощи пациентам даже на стадии деменции, но они достаточно ограничены и, конечно, не дают полного выздоровления.

Профилактика нарушений памяти и внимания

Поэтому крайне важной представляется профилактика нарушений памяти и других высших психических функций, которую следует осуществлять начиная с молодого и среднего возраста.

Для профилактики нарушений памяти в пожилом возрасте большое значение имеет активная интеллектуальная деятельность в молодые и средние годы жизни.
Клинические наблюдения свидетельствуют, что лица интеллектуального труда реже подвержены развитию деменции, а в том случае если она все-таки возникает, то протекает в более мягкой форме и прогрессирует медленнее.
Тренировка памяти, внимания и решение интеллектуальных задач способствуют большей выживаемости клеток головного мозга при развитии заболеваний. С этой целью можно рекомендовать чтение книг, овладение новыми знаниями и навыками, решение кроссвордов и других интеллектуальных задач.

Лечение нарушений памяти и внимания

Очень важно проводить своевременное и планомерное лечение имеющихся сердечно-сосудистых заболеваний. Одним из главных факторов риска развития сосудистого заболевания головного мозга является артериальная гипертония.
По данным многочисленных исследований, правильное лечение артериальной гипертонии существенно снижает риск развития нарушений памяти и деменции в пожилом возрасте.
Правильное лечение артериальной гипертонии подразумевает регулярный прием лекарственных препаратов независимо от самочувствия и периодический врачебный контроль эффективности проводимой терапии.
Кроме артериальной гипертонии, важно также принимать своевременные меры при наличии атеросклероза мозговых сосудов, сахарного диабета, повышения уровня холестерина крови. Обследование на предмет указанной патологии и соответствующее лечение должен назначить врач.

Несомненное влияние на память и концентрацию внимания оказывает образ жизни, в особенности вредные привычки. Курение является самостоятельным и сильным фактором риска нарушений мозгового кровообращения.
Поэтому если вас заботит, как вы проведете вторую половину своей жизни, откажитесь от этой пагубной привычки или хотя бы уменьшите число выкуриваемых сигарет.
Крайне неблагоприятное влияние на умственные способности оказывает злоупотребление алкоголем, которое само по себе может стать причиной деменции.
Для профилактики нарушений памяти важным является правильное и сбалансированное питание, содержащее достаточное количество витаминов групп В, С, Е и фолиевой кислоты. Указанные витамины содержатся преимущественно в зелени, овощах и растительном масле.

Замечено, что жители Средиземноморского региона несколько реже страдают нарушениями памяти в старости по сравнению с жителями северных стран. Предполагается, что это связано с особенностями диеты, которая в Средиземноморье традиционно включает овощи, морепродукты и оливковое масло.
Некоторые эксперты также полагают, что начиная с 40-50-летнего возраста с профилактической целью следует принимать препараты поливитаминов, которые содержат витамин B12 и фолиевую кислоту.
В 2001 году французские исследователи опубликовали результаты наблюдения за лицами пожилого возраста, которые длительное время принимали Танакан по поводу жалоб на начинающуюся забывчивость.

Танакан для улучшения памяти и внимания

Танакан представляет собой высокоэффективный лекарственный препарат, сделанный из натурального сырья. Данный препарат не причиняет какого-либо вреда здоровью, поэтому может применяться в течение длительного времени.
На фоне приема Танакана отмечается увеличение кровотока в мелких сосудах организма, что благоприятным образом сказывается на состоянии головного мозга, сетчатки глаза, внутреннего уха, периферических нервов и нижних конечностей.
Французские врачи отметили, что пожилые лица, длительно применявшие Танакан, достоверно реже заболевали деменцией, чем их сверстники, не получавшие такого лечения.

Российские медики также неоднократно проводили исследования эффективности Танакана. В одном из последних исследований данный препарат назначался лицам старше 50 лет с жалобами на легкое снижение памяти, но без грубых нарушений и без деменции.
Исследование проводилось на базе 6 ведущих неврологических и психиатрических центров России и Украины. 129 пациентов, из них 45 мужчин и 84 женщины, средний возраст 64,9 ± 7,9 года, получали Танакан по 2 таблетки (80 мг) три раза в день в течение 6 месяцев.
На фоне такой терапии было отмечено достоверное улучшение памяти, внимания, концентрации, сообразительности и других высших психических функций. Улучшение было зафиксировано на третий месяц терапии, но стало еще более выраженным к окончанию курса лечения.
Таким образом, нарушение памяти и внимания в пожилом возрасте не является неизбежным. Активный образ жизни, тренировка памяти и интеллектуальных способностей, правильное и своевременное лечение сердечно-сосудистых заболеваний, отказ от вредных привычек существенно снижают риск развития старческого слабоумия.
Профилактическим эффектом обладает Танакан, прием которого способствует улучшению памяти и внимания и не вызывает значительных побочных эффектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *