Легкая умственная отсталость у детей

Умственная отсталость, также называемая олигофренией, сопровождает ряд генетических заболеваний, таких как синдромы Дауна, Ретта, Прадера-Вилли, Вильямса, Ангельмана.

Также она может наблюдаться у детей из неблагополучных семей, которые в первые годы жизни не получали внимание и знания.

Первые симптомы умственной отсталости у детей проявляются в раннем возрасте: ребенок отстает в умственном развитии от сверстников, с ним сложно наладить контакт, он медленно приобретает навыки либо не приобретает их совсем.

Как проявляется синдром Денди Уокера у детей? Узнайте об этом из нашей статьи.

Общие сведения об умственной отсталости

Умственная отсталость широко распространена в мире: по разным оценкам, 1-3% населения планеты имеют ту или иную степень заболевания.

Легкая степень умственной отсталости встречается наиболее часто и составляет 75-85% от всех случаев, умеренная, тяжелая и глубокая степени встречаются намного реже.

У мальчиков интеллектуальные нарушения встречаются в два раза чаще, чем у девочек.

Недуг затруднительно выявить в дошкольном возрасте, поскольку критерии определения состояния интеллекта не подходят для этого возрастного периода, но, если у ребенка тяжелая степень умственной отсталости, первые признаки можно заметить и в раннем возрасте.

Обычно патологию выявляют, когда ребенок поступает в школу, где выясняется, что он не способен в полной мере усвоить программу. В отдельных случаях легкие степени обнаруживаются позднее: в подростковом и взрослом возрасте.

При своевременном начале коррекционной работы большинство детей с этой патологией получают базовые знания и навыки, которых достаточно для относительной адаптации в обществе.

Но дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости практически не способны овладеть какими-либо навыками и полностью зависят от родственников.

Причины появления

Основные причины возникновения умственной отсталости:

  1. Генетические нарушения. В момент, когда совершается зачатие, может возникнуть спонтанная мутация, вероятность возникновения которой увеличивается, если родители злоупотребляют спиртным, имеют наркотическую зависимость, генетические аномалии, работают в сферах, где необходимо взаимодействовать с радиацией либо с токсическими веществами. Многие генетические нарушения сопровождаются отклонениями в когнитивных функциях.
  2. Инфекционные заболевания, перенесенные в период вынашивания, включая герпес, цитомегаловирус, краснуху, гонорею, сифилис, корь, ветряную оспу. Эти заболевания способны значительно повлиять на развитие плода и нарушить формирование мозга. В этих случаях умственная отсталость может сочетаться с другими нарушениями, например с детским церебральным параличом.
  3. Химическое или радиационное воздействие во время беременности. При этом не исключается отсроченное воздействие: женщины, получившие высокую дозу радиации, могут родить ребенка с нарушениями, так как радиация сохраняется в теле длительное время.
  4. Сильная недоношенность. Дети, появившиеся на свет значительно раньше положенного срока, часто страдают различными нарушениями, включая олигофрению. Недоношенность редко приводит к возникновению умеренных и тяжелых форм умственной отсталости.
  5. Выраженный дефицит йода в организме матери. Йод влияет на процессы формирования мозга, поэтому матери необходимо питаться полноценно при беременности.
  6. Различные нарушения при вынашивании (резус-конфликт, тяжелый токсикоз, гипоксия и другие). Мозг — самая уязвимая часть тела: даже кратковременная нехватка кислорода способна привести к непоправимым изменениям.
  7. Родовые травмы. Даже при благополучном течении беременности существует риск возникновения осложнений при родах, поэтому беременным женщинам следует прислушиваться к рекомендациям лечащего врача: лучше провести кесарево сечение, если для него есть показания, чем рожать естественным путем, увеличивая вероятность возникновения серьезных отклонений у ребенка.
  8. Черепно-мозговые повреждения и нейроинфекции в первые недели жизни. К нейроинфекциям относятся менингит и энцефалит. Также к умственной отсталости могут привести абсцессы, отеки мозга и другие поражения.
  9. Гидроцефалия. Детям с этим заболеванием необходимо провести оперативное вмешательство как можно быстрее, чтобы оно не привело к серьезным нарушениям в работе мозга.
  10. Социально-педагогическая запущенность. Встречается в крайне неблагополучных семьях, где родители имеют алкогольную либо наркотическую зависимость. Также есть случаи, когда родители и без зависимостей игнорировали детей либо специально над ними издевались: привязывали, запирали, запрещали разговаривать, избивали. Обычно у подобных родителей в анамнезе есть серьезные психические отклонения.

Если ребенок до шести-семи лет не усвоит хотя бы один язык, в дальнейшем он также не сможет его усвоить в достаточной мере и не адаптируется.

Классификация

Существует четыре степени умственной отсталости:

  1. Легкая. Ранее легкую степень называли дебильностью, но из-за стигматизирующей окраски большинство медицинских специалистов отказались от использования этого слова и других (имбецильность — умеренная олигофрения, идиотия — глубокая). Коэффициент интеллекта у детей с этой степенью составляет 50-69. Интеллектуальный возраст находится в пределах 9-12 лет. Это означает, что, повзрослев, дети останутся на этом возрастном уровне развития.
  2. Умеренная. Коэффициент интеллекта составляет 35-49, а интеллектуальный возраст — 6-9 лет. Чем выше коэффициент интеллекта, тем больше возможностей для обучения и адаптации ребенка в обществе.
  3. Тяжелая. Коэффициент интеллекта составляет 20-34, а интеллектуальный возраст — 3-6 лет. Адаптация таких детей практически невозможна, особенно если IQ находится в нижних границах.
  4. Глубокая. Коэффициент интеллекта — менее 20, интеллектуальный возраст — до 3 лет. Адаптация невозможна, дети полностью зависят от родителей и не способны выполнять даже простые задания.

Ранние классификации также включали пограничную олигофрению, при которой IQ составлял 68-85 баллов, но в более современных справочниках эта разновидность отсутствует.

Если у ребенка есть нарушения, которые затрудняют процесс проверки интеллекта (например глухота, слепота), доктора выставляют диагноз «другие формы олигофрении».

Каковы причины аутизма у детей? Ответ узнайте прямо сейчас.

Симптомы, признаки и характеристика

Как определить умственную отсталость у ребенка? Особенности симптоматики тесно связаны с уровнем интеллекта.

Дебильность

Если IQ находится в верхних границах, распознать патологию у ребенка в раннем возрасте затруднительно. Родители могут заметить, что ребенок поздно начал разговаривать, плохо запоминает цифры, буквы, но эти моменты могут остаться без внимания, так как подобное может быть и вариантом нормы.

Когда малыш попадает в школу, признаки неполноценности проявляются ярче. Он отстает от сверстников, ему сложно научиться писать и читать.

Правила русского языка также даются ему с трудом, а особенно сложным предметом становится математика. Не развивается способность оперировать абстрактными понятиями либо выражена крайне плоско и слабо.

В характере часто преобладает либо добродушие и дружелюбие, часто чрезмерное, либо агрессия, раздражительность, нелюдимость.

У подростков и детей в предподростковом возрасте может наблюдаться повышенная тяга к онанизму.

Они легко попадают под чужое влияние, поэтому могут стать асоциальными, совершать преступления по указу тех, кто ими руководит, склонны к развитию патологических зависимостей (наркомания, алкоголизм, игромания и другие).

Речь замедлена, словарный запас маленький, ребенку крайне сложно пересказать прочитанную информацию. Но в примитивных бытовых моментах дети не испытывают сложностей, поэтому прогноз в плане адаптации обычно положительный.

Имбецильность

Так же, как и в случае с легкой степенью, этот вид умственной отсталости не всегда можно выявить в раннем возрасте.

Если у ребенка тяжелая степень умственной отсталости, родители могут отмечать нарушения еще во младенческом возрасте: малыш апатичен, меньше, чем его сверстники, интересуется игрушками либо не интересуется ими совсем, поздно начинает лепетать и гулить.

Могут отсутствовать эмоциональные реакции при контакте со взрослым, характерные для детей первых месяцев жизни.

Мимика у детей выражена слабо, их лица выглядят застывшими, также они реже моргают. Эту разновидность часто сопровождаются другими нарушениями: уродствами, недоразвитостью внутренних органов.

Отмечаются проблемы с координацией движений. Дети малоактивны, их движения сдержаны, наблюдается скованность, угловатость. Мелкая моторика нарушена, поэтому манипуляции с предметами маленького размера затруднены либо невозможны.

Дети безынициативны, мало интересуются окружающим миром, много едят, рано начинают онанировать, их кругозор крайне ограничен.

Присутствуют выраженные нарушения когнитивных функций — памяти, внимания, воли и других.

Лексикон состоит из 200-300 слов, но речь других людей они воспринимают относительно неплохо. Мышление шаблонное: дети не способны делать самостоятельные выводы и оперируют заученными фактами.

Они плохо запоминают людей, за исключением тех, которые контактируют с ними регулярно, легко внушаемы, быстро привязываются.

Идиотия

Характерные признаки глубокой степени умственной отсталости в возрасте до года:

  • ребенок не интересуется окружающим миром, не контактирует с игрушками, пассивен;
  • эмоциональный ответ при контакте с матерью и другими близкими людьми не наблюдается;
  • практически не запоминает людей;
  • поздно начинает улыбаться, мимика крайне бедна, практически отсутствует;
  • не воспринимает обращенную к нему речь;
  • моторика нарушена.

Такие дети не начинают разговаривать, когнитивные функции серьезно нарушены: внимание рассеяно либо не наблюдается, мышление примитивно либо отсутствует, память практически не развита.

Психическая деятельность базируется на безусловных рефлексах и основных биологических потребностях. Сформировать условные рефлексы не представляется возможным, за исключением пищевых условных рефлексов.

Эмоциональный интеллект не развит: из их поведения можно вычленить лишь две базовые реакции, возникающие при дискомфорте (агрессия, крик) и при удовлетворении потребностей, получении удовольствия (улыбка).

Дети постоянно тянут руки и предметы в рот, много и активно едят. Обучить их чему-либо крайне затруднительно, они нуждаются в постоянном уходе и контроле.

Диагностика

Диагностировать умственную отсталость достаточно легко. Доктора анализируют информацию, полученную от родителей, разговаривают с ребенком, наблюдают за его действиями.

Если малыш достаточно взрослый, проводятся тесты, отображающие уровень его словарного запаса, коэффициент интеллекта, особенности памяти и другие показатели. Тесты подбираются под возраст ребенка: чем он младше, тем они проще.

Например, ребенку могут предложить выложить картинки в определенной последовательности, рассказать о том, что изображено на рисунке, объяснить значение пословицы, сказать, чему учит прочитанная сказка.

Также показано проведение электрокардиограммы, магнитно-резонансной и компьютерной томографии, генетических исследований.

При подозрении на наличие других нарушений в организме назначаются дополнительные обследования.

Лечение и коррекция

Медикаментозное лечение при умственной отсталости не показывает значительной эффективности (ключевое значение в любом случае имеет педагогическая работа), но при этом назначается часто и включает в себя:

  1. Ноотропы. Улучшают кровообращение в тканях мозга, стимулируют познавательную активность, уменьшают апатичность. Примеры: Пирацетам, Кортексин.
  2. Витамины и минералы. Имеют общеукрепляющее действие. Комбинации подбираются в зависимости от особенностей состояния ребенка. Часто назначается йод, кальций, магний.
  3. Транквилизаторы и седативные средства (по показаниям). Назначаются, если ребенок плохо спит, тревожен (что не редкость при олигофрении), агрессивен. Примеры: Диазепам, отвары лечебных трав (ромашка, мята, мелисса, пустырник, валериана), Ново-Пассит.
  4. Диуретики (если присутствует повышенное внутричерепное давление). Примеры: магнезия, Фуросемид.

В случае необходимости доктора назначают дополнительные медикаментозные средства.

Дети обучаются в коррекционных учебных заведениях, где учитываются их индивидуальные особенности.

Программу они усваивают медленнее и не полностью, но получают возможность приобрести навыки, которые позволят им в будущем заботиться о себе самостоятельно. Также ведется работа с коррекционными психологами и логопедами.

По мере взросления дети запоминают простые навыки. Чем выше коэффициент интеллекта, тем более сложную работу они смогут выполнять в будущем.

Чтобы улучшить координацию и укрепить мышечную систему, дети регулярно выполняют комплексы лечебной гимнастики и упражнения для развития мелкой моторики (расстегивание пуговиц, молний, перекладывание игрушек, завязывание узелков).

Воспитание детей с этим нарушением предполагает прививание базовых нравственных норм, правил поведения, предоставляет образы-штампы, которые позволят детям принимать правильные с моральной точки зрения решения. Дети учатся различать добро и зло, лучше контролируют эмоции.

При воспитании педагог не должен кричать на детей, использовать оскорбления: неадекватный воспитатель вряд ли сможет дать многое тем, кого воспитывает.

Прогноз

Людям с легкой и умеренной умственной отсталостью удается частично либо полностью адаптироваться в обществе, некоторые из них даже имеют семью, друзей.

Да, люди с умственной отсталостью не смогут выполнять сложную, требующую активного использования когнитивных навыков работу, но простой монотонный труд им под силу.

При тяжелой и глубокой степени прогноз неблагоприятен: адаптация затруднена либо невозможна. Дети с тяжелой интеллектуальной отсталостью способны усвоить некоторые бытовые навыки и частично себя обслуживать, но глубокую отсталость практически никак нельзя смягчить.

Чем раньше начнется коррекционная работа, тем выше будут результаты, поэтому родителям следует при первых подозрениях на наличие у ребенка когнитивных отклонений проконсультироваться со специалистами.

Умственная отсталость и школа. О возможности обучения в этом видео:

Астролог рассказала, каким уникальным даром обладают разные знаки зодиака

Алена Прокина уверена, что надо чаще смотреть на звезды и прислушиваться к их советам.

Овен

Главный дар свыше у Овнов – это бешеная энергия, с помощью которой они способны достигать огромных вершин. Но энергия эта может бурлить не только в позитивном русле, но и перейти в негатив. И это начинает разрушать их самих и окружающих. С таким даром надо быть осторожнее.

Телец

Тельцы – материалисты. Деньги притягиваются к ним волшебным образом. Везение в материальных вопросах преследует их везде. Хорошая работа приходит из ниоткуда, бизнес всегда складывается удачно. Даже скидки в магазинах появляются как раз под визит Тельца.

Близнецы

Дар убеждения – важная черта Близнецов. Люди вокруг, сами того не замечая, идут у них на поводу. Поэтому Близнецам так легко работать в сферах продаж, и там, где нужно быстро наладить коммуникации. Они шедевральные манипуляторы и заботятся только о своей выгоде.

Рак

Раки обладают экстрасенсорными способностями. От природы им дана высокая чувствительность к окружающим. Они отлично разбираются в людях, но из-за своего добродушия часто доверяют отнюдь не тем. Хотя способны расположить к себе даже самого вредного человека.

Лев

У Львов есть то, что помогает им преодолеть перипетии жизни с минимальными потерями, – огромная защита от невзгод. Там, где все споткнутся, Лев пройдет, не обращая внимания. У них свои отношения с «небесной канцелярией». Они могут добраться до сути чего угодно и свернуть горы.

Девы

Порой кажется, что они могут предвидеть будущее. Ничего мистического здесь нет, просто Девы – крепкие интеллектуалы с характером.

Весы

Весы обладают невероятными способностями в умении заводить знакомства и очаровывать интеллектом, внешностью и манерами. Это им помогает во всех сферах жизни. Отличная интуиция делает их незаменимыми в решении сложных ситуаций. А еще у них есть дар целительства.

Скорпион

Скорпион – самый мистический знак из всех. Он видит людей насквозь. Близким людям сложно постоянно быть под пристальным взглядом Скорпиона, который словно читает мысли. Хотя сами они защищены от попыток проникнуть в их натуру.

Стрелец

Суперспособность Стрельцов – умение загадывать желания и ждать их исполнения. Они мастера визуализации и формулировки цели. Окружающие недоумевают. Но Стрельцы знают: правильно направленная энергия решает все.

Козерог

Козероги не уповают ни на какие подарки судьбы и таланты свыше. Только на себя, шаг за шагом выстраивая свою жизнь. У Козерогов есть уникальная способность – чувствовать, где и как можно хорошо заработать. Деньги их любят, и это взаимно. Однако кропотливый труд Козерогов это не отменяет.

Водолей

Главный вопрос, который волнует Водолея – не как обеспечить свою жизнь, а как дойти до ее смысла. И в этом большой дар Водолея. Он способен увидеть глубину происходящего вокруг лучше, чем другие, и заслуженно пользуется авторитетом у окружающих.

Рыбы

Рыбы – это особая история. Они способны очаровать и влюбить в себя любого. Природная интуиция Рыб всегда ведет их только в нужном направлении. Они быстро и легко сглаживают острые углы, пишет «Вечерняя Москва».

Ранее мы сообщали, что астрологи уверены, что высочайшая духовная совместимость Рыб и Козерогов наделит ребёнка множеством талантов и огромным IQ. Но и условия воспитания вундеркинда должны отличаться от привычных. К слову, природная тяга к познанию и развитию у обоих знаков, а также усиленный родительский инстинкт Козерога создадут идеальные условия для воспитания гения.

Кстати, таким знакам не всегда написано на роду влюбиться друг в друга. Но в случае возникновения чувств они становятся безраздельно двумя частями целого. «Продуктом» этого слияния становятся дети-вундеркинды и гении. Подробнее читайте .

Умственно отсталые дети. Причины. Обучение и воспитание умственно отсталых детей.

Введение.

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отсталости.

Как известно, клиника интеллектуальных нарушений под умственной отсталостью понимает стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. В вышеприведенном определении нашли отражение исследования Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, К.С.Лебединской, М.С.Певзнер, Г.Н.Сухаревой..

Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики сегодня являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционного обучения и воспитания.

Цель данной работы: рассмотреть психолого-педагогическую характеристику умственно отсталых детей.

Задачи:

1. Выявить причины умственной отсталости.

2. Изучить вопросы, связанные с обучением и воспитанием умственно отсталых детей.

1.Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной

отсталостью.

Многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети. К этой категории относятся дети, у которых вследствие органически обусловленного недоразвития либо раннего повреждения головного мозга отмечается общее психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуального дефекта. Данное нарушение носит стойкий, непрогрессирующий характер и ведет к трудностям социальной адаптации.

Все умственно отсталые дети имеют ярко выраженное недоразвитие познавательной сферы.

Мышление характеризуется пассивностью, некритичностью, нарушением всех мыслительных операций. Основной недостаток умственно отсталых детей – нарушение обобщенности. Отмечается также замедленный темп, узость объема, нарушение избирательности. Памяти свойственно снижение продуктивности всех ее основных процессов. Запоминание материала характеризуется низкими и точностью; сохранение- непрочностью; воспроизведение — низким объемом, искажением и привнесениями. Наиболее нарушенной является смысловая память. Внимание умственно отсталого ребенка страдает из-за трудности привлечения к объекту, слабости концентрации, неустойчивости. Познавательные интересы недоразвиты, развитие речи характеризуется значительной задержкой. Страдают все стороны речи: фонематическая, лексическая, грамматическая. Также отмечаются трудности в звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, в результате чего наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения.

Умственная отсталость характеризуется не только нарушением познавательной деятельности ребенка, но и своеобразием развития его личности. Таким детям свойственна эмоциональная незрелость, эмоции носят поверхностный, неустойчивый, полярный характер. Элементарные физиологические потребности у них преобладают над духовными, мотивы недостаточно осознанны, бедны по содержанию. Практически отсутствует самостоятельность, характерен недостаток воли. Самоооценка умственно отсталых неадекватна (завышена, либо занижена). Такому ребенку присуща некритичность при оценке собственных действий и поступков. Формирование высших духовных чувств затруднено. Потребность в общении слабо выражена. Взаимоотнощения носят неустойчивый, ситуативный характер.

Умственно отсталые дети существенно отличаются друг от друга и делятся на детей-олигофренов и детей с деменцией. До сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они и не являются таковыми. Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта, т. е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития, как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. При диагностике негрубых форм умственной отсталости (олигофрении в степени дебильности) у детей дошкольного возраста часто возникают трудности отграничения этого нарушения от задержки умственного развития (ЗПР). Главное отличие ЗПР от умственной отсталости заключается в обратимости имеющихся у ребенка особенностей развития. Кроме того дети с ЗПР в отличие от умственно отсталых детей способны принимать помощь, устраивать принцип решения и переносить его на аналогичные задачи.

Несмотря на сходство словосочетаний «отставание в умственном развитии» и «умственная отсталость», это не одно и то же. Первое может быть характерно для детей с поражением или недоразвитием деятельности анализаторов. Но поскольку органического поражения головного мозга у таких детей нет, то можно с полной уверенностью отрицать у них умственную отсталость.

Умственная отсталость включает две основные формы нарушений:

  1. Олигофрения — стойкое недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненного процесса при ней не наблюдается.

  2. Деменция — это нарушение сформировавшегося интеллекта, которое может сопровождаться текущим нервно-психическим заболеванием.

Немецкий психиатр Э. Крепелин в начале XX века разработал классификацию олигофрении по степени тяжести интеллектуальной недостаточности:

  1. Дебильность — легкая степень;

  2. Имбецильность — средняя степень;

  3. Идиотия — тяжелая степень.

Олигофрены существенно отличаются друг от друга, поскольку структуры вариантов дефекта у них различны. Наиболее распространенной среди дефектологов России является классификации предложенная в 1959 году М.С.Певзнер, в которой она выделила основные формы олигофрении:

    1. Неосложненную;

    2. С выраженными нейродинамическими нарушениями;

    3. Со снижением функций анализаторов и нарушениями речи;

    4. С психопатоподобным поведением;

    5. С выраженной лобной недостаточностью.

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.

Дебильность — незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70-80 %).

Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».

Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.

Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.

Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, т. е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

Идиотия — самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.

Диагностика основывается также на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетических и пренатальных исследований.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью, так же как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире.

2.Причины умственной отсталости.

Причины возникновения умственной отсталости разнообразны. Все причинные факторы можно разделить на две группы: эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние).

К эндогенным причинам относятся: различные наследственные заболевания родителей (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы и др., нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Уильямса и др.); нарушения обмена веществ, наиболее часто встречается такой вид генетически обусловленного нарушения обмена, как фенилкетонурия: врожденное отсутствие определенного фермента приводит к накоплению в организме токсических продуктов.

Вызвать умственную отсталость могут различного рода патогенные (вредоносные) факторы (экзогенные причины),которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития. В первую очередь к ним относятся внутриутробные инфекции: хронические — токсоплазмоз, сифилис, цитомегалия и др., вирусные — краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп и др. На более поздних сроках беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и возникновению у него внутриутробного энцефалита или менингоэнцефалита. Неблагоприятное воздействие на развитие мозга плода оказывают некоторые хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени. Применение лекарственных препаратов, которые противопоказаны к использованию в период беременности, может вызвать интоксикацию плода (некоторые антибиотики, ряд нейролептических и противосудорожных препаратов, гормоны, плодоизгоняющие средства). Пагубно сказываются на развитии плода курение, алкоголизм, наркомания родителей, неправильное питание матери, различные физические и психические травмы, перенесенные в период беременности, работа женщины на вредном производстве до беременности и в период беременности, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности, где проживает беременная женщина. Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных, также может быть причиной умственной отсталости.

В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга. В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит). Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации (отравления).

Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора. Например, заболевание беременной женщины в первые три месяца беременности краснухой может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут привести к задержке психического, речевого развития.

К экзогенным причинам возникновения легких форм умственной отсталости можно отнести также неблагоприятные условия социальной среды и психическую депривацию, недостаточное удовлетворение важных психологических потребностей ребенка в раннем детстве.

3.Обучение и воспитание умственно отсталых детей.

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.

В последние годы в специальной педагогике широкое распространение получили идеи интеграции. Они распространились также на образование умственно отсталых лиц. Для детей с незначительной и умеренной степенью умственной отсталости целесообразно создание специальных групп, классов при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в первую половину дня могли заниматься с олигофренопедагогом, а на переменах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участвовать в различных видах дополнительного образования, праздниках.

Наиболее распространенными формами организации обучения умственно отсталых детей и подростков являются специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта и специальные (коррекционные) школы VIII вида. Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.

Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье или специальных яслях системы здравоохранения. Коррекционная помощь им может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и психолого-медико-педагогических консультациях. Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специализированные детские дома для детей с нарушением интеллекта. Работа с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития.

Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется при активном участии родителей. При систематической коррекционной работе родителей с умственно отсталым ребенком раннего возраста под руководством олигофренопедагога могут быть достигнуты значительные успехи в развитии малыша.

В специальных садах оказывается комплексная помощь умственно отсталым детям. Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются лечебно-профилактические мероприятия. В большинстве специальных детских садов открыты бассейны, фитобары.

В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий, охранительный режим: это, прежде всего, создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.

Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направлениях: формирование физической готовности; формирование элементарных познавательных интересов и познавательной активности и накопление знаний и умений; формирование нравственно-волевой готовности.

Оказавшись в благоприятных условиях, умственно отсталые дошкольники хорошо продвигаются в развитии, это позволяет подготовить их к обучению в специальной школе.

С 7-8 лет умственно отсталые дети учатся в первом или подготовительном классах специальных (коррекционных) школах VIII вида, где обучение ведется по специальным программам на основе отдельного образовательного стандарта. Количество учеников в подготовительном классе не более 6-8 человек, а остальных — не более 12 человек. В таких школах могут быть созданы классы для детей с глубокой умственной отсталостью (не более 5-6 человек). Дети принимаются в возрасте до 12 лет и обучаются до 18 лет. Основными задачами этих школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида преподаются как общеобразовательные предметы (такие, как русский язык, чтение, математика, география, история, естествознание, физкультура, рисование, музыка, черчение), так и специальные (коррекционные).

К коррекционным занятиям в младших классах относятся занятия по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (5-9) классах — социально-бытовая ориентировка (СБО).

Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Важное место в специальных школах придается трудовому обучению. Оно уже с 4 класса носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.

Большое место в специальной (коррекционной) школе VIII вида отводится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами — выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.

Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны. Лишь небольшая их часть, попав в неблагоприятные социальные условия, ведет аморальный образ жизни. Иногда выпускники специальных школ-интернатов испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Юноши и девушки, оставшиеся без родителей, выйдя из стен школы, не умеют правильно распорядиться своим имуществом, не всегда в состоянии экономно рассчитать свой бюджет. Они часто становятся жертвами обмана. Необходимо длительное сопровождение выпускников специальных школ социальным педагогом так, как это осуществляется за рубежом.

Заключение.

В последние годы произошли серьезные изменения в понимании умственной отсталости, ее причин, степеней и форм, диагностики и др. Постепенно формируется направление, сторонники которого пытаются в определении умственной отсталости представить совокупность факторов.

Таким образом, независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения.

Цели и задачи воспитания и обучения умственно отсталых детей совпадают с задачами воспитания и обучения всех детей вообще и одновременно имеют свою специфику. Используя все познавательные возможности умственно отсталых детей, нужно развивать у них навыки, которые необходимы в жизни, чтобы, став взрослыми, они смогли себя самостоятельно обслуживать, выполнять простую работу в быту и специальных цехах, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Воспитание аномальных детей требует деликатного, тактичного и терпимого отношения окружающих к их недостаткам, исключающего фиксацию внимания на признаках, подчеркивающих их неполноценность.

Список литературы.

1. Власов Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 2001.

2. Замеский X.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. — М., 1995.

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1998.

4. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2006.

5.Цыренов В.Ц. Основы специальной педагогики и психологии: Учебное пособие для студентов университета.-Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2011.

Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость)

Причины нарушений интеллектуального развития у детей

Важно подчеркнуть, что в современной практике термин «умственная отсталость» (УО) применительно к детям используется преимущественно в медицине, а в педагогике принято использовать соответствующий термин «интеллектуальная недостаточность».

Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нынешней терминологией — детьми с нарушенным интеллектом— одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. По имеющимся данным, такие дети составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Наши зарубежные коллеги нередко указывают другие, более высокие проценты, что обусловлено использованием несколько иных критериев при диагностировании умственного развития ребенка.

Понятие «умственно отсталый ребенок», охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е. «разлитой», характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Конечно, не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными (ограниченными, местными) нарушениями, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко — в познавательной.

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют дети-олигофрены (от греч. oligos— малый + phren — ум). Поражение мозговых систем (главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур), лежащее в основе недоразвития психики, возникает у этой категории детей на ранних этапах развития — во внутриутробном периоде, при рождении или в те­чение первых полутора лет жизни, т.е. до становления речи.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени начала ее воздействия. Чем в более ранние сроки у ребенка возникло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевание во внутриутробном периоде своего развития. И это вполне понятно. Ведь в таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка оказывается минимальным.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный) непрогредиентный (неусугубляющийся) характер, что дает основания для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, который после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной системе, прекращаются. Он имеет положительные потенциальные воз­можности и при благоприятных условиях реализует их. Другими словами, ребенок способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.

Дети-олигофрены — основной контингент воспитанников специальных детских садов для детей с ОПФР и учащихся вспомогательных школ и школ-интернатов. Они являются наиболее изученными в психологическом и педагогическом плане, поскольку исследования обычно проводятся в этих образовательных учреждениях.

Мы знаем, что понятие «олигофрения» во многих странах не принято. Но считаем принципиально важным отделить относительно перспективную для дальнейшей социально-трудовой адаптации и интеграции в окружающую среду группу умственно отсталых детей от тех, чье пребывание в специальном образовательном учреждении хоть и является несомненно полезным, однако приносит значительно меньший эффект.

Умственная отсталость, возникшая у ребенка в возрасте после 2 лет, встречается относительно редко. В этом случае она входит в ряд понятий, среди которых есть такое, как «деменция» (слабоумие). В отличие от олигофрении при деменции нарушения коры головного мозга возникают после довольно длительно протекавшего, в течение 2—5 лет и более, нормального развития ребенка. Деменция может явиться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом обычно отмечается прогрессирование заболевания. Однако в отдельных случаях с помощью лечения, при благоприятных педагогических условиях, можно добиться некоторого замедления этого процесса.

Не относятся к числу олигофренов и дети, страдающие прогредиентно текущими, усугубляющимися заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ. Эти дети являются слабоумными и постепенно деградируют. Если им не оказывается необходимая медицинская помощь, то их умственная отсталость с возрастом становится все более резко выраженной.

Особыми являются случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с наличием текущих психических заболеваний — эпилепсии, шизофрении и других, что существенно затрудняет его воспитание и обучение и, конечно, прогноз. Продвижение таких детей в плане познавательной деятельности и личностных проявлений, успешность их вхождения в социальную среду в большой мере зависят от течения болезни, от возможного, часто непредсказуемого ее обострения, которое сводит на нет все усилия педагога.

Следует заметить, что понимание умственной отсталости как особого отклонения в развитии ребенка в последнее время в претерпело некоторые изменения. Совсем недавно мы говорили о том, что наличие у ребенка органического диффузного поражения центральной нервной системы — основное и обязательное условие его принадлежности к числу умственно отсталых.

В настоящее время установлено, что минимальная мозговая дисфункция нередко имеет место у детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые существенно отличаются от умственно отсталых. Их состояние характеризуется иным, более благоприятным прогнозом, который основывается на наличии у них относительно высоких потенциальных возможностей развития, обеспечивающих основу для продвижения в познавательной деятельности, в личностном плане, в отношении социальной и трудовой адаптации.

Вместе с тем известны такие случаи умственной отсталости, при которых причин биологического характера (болезней, травм) не отмечается или при настоящем уровне диагностики они не могут быть установлены. Таким образом, медицинские показатели хоть и имеют большую значимость, но не являются единственными.

Следует подчеркнуть, что в последние годы умственная отсталость все чаще проявляется в весьма своеобразных, усложненных формах. Значительно увеличилось количество умственно отсталых детей с различными дополнительными отклонениями в развитии — со снижением слуха, зрения, с остаточными явлениями детского церебрального паралича, с резким недоразвитием речи, с наличием психических заболеваний и т. п.

Наряду с этим встречаются дети, у которых на фоне резкой недостаточности общего уровня познавательной деятельности и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере по типу умственной отсталости обнаруживаются относительно сохранные способности — музыкальный слух, чувство ритма, способность к воспроизведению формы и цвета предметов, к подражанию окружающим и т. п. У некоторых детей оказывается неплохая вербальная память. Без достаточного понимания услышанного они относительно точно запоминают фрагменты фраз, произносимых окружающими их людьми, и в ряде случаев более или менее удачно пользуются ими как речевыми штампами.

Такие неожиданно проявляющиеся индивидуальные особенности ребенка могут привести в недоумение некоторых педагогов и психологов, вызвать у них сомнения относительно его принадлежности к числу умственно отсталых, а также вселить в родителей напрасную надежду на большие успехи в будущем.

Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость, многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние(эндогенные).

Внешниемогут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

  • тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина пере­носит во время беременности, — вирусный грипп, краснуха и другие;
  • различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикации нередко являются следствием неумеренного употребле­ния беременной женщиной лекарств или алкоголя. Они могут на­рушить развитие плода.
  • опасны тяжелые дистрофии во время бе­ременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении, заражение плода различными паразитами, существующими в орга­низме матери.
  • К числу паразитарных заболеваний принадлежит токсоплазмоз, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим. Женщина заражается от домашних животных — со­бак, кошек, кур, голубей, коров — или от диких — мышей, зай­цев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз).
  • при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой.
  • травматические поражения плода, возникающие при ударе или ушибе, также могут быть причиной умственной отсталости. Ум­ственная отсталость может быть следствием природовой травмы — в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или чрезмер­но быстрых родах.
  • длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка.

Установлено, что примерно 75 % случаев составляет врожденная умственная отсталость.

Среди внутренних причин, обусловли­вающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности, который проявляется, в частности, в хромосомных заболеваниях. В норме при делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодо­творении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом — 46. В некоторых случаях отмечается нерасхождение хромосом. Так, при болезни Дауна нерасхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих больных во всех клетках имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом.

К числу внутренних причин относятся также нарушения бел­кового и углеводного обмена в организме. Так, например, наибо­лее распространенным нарушением такого рода является фенилкетонурия, в основе которой лежит нарушение белкового обмена в виде изменения синтеза фенилаланингидроксилазы — фермен­та, превращающего фенилаланил в тирозин. Нередко встречаются также галактосемия и другие нарушения.

Болезни младенца на ранних этапах жизни, такие, как воспа­лительные заболевания мозга и его оболочек (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), нередко служат при­чинами умственной отсталости.

В последние годы все больше случаев, когда умственная отста­лость оказывается обусловленной резко повышенной радиацией той местности, где живет семья, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни не получает полноценного питания, необхо­димого для его физического и умственного развития.

В настоящее время пользуются международной клас­сификацией умственно отсталых, на основании которой детей разделяют на четыре группы по степени выраженности дефекта:

с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости.

Дети, относящиеся к первым трем группам, обучаются и вос­питываются в соответствии с различными вариантами програм­м во вспомогательных школах и ЦКРОиР. Пройдя специальное обучение, многие из них социаль­но адаптируются и трудоустраиваются. Прогноз их развития отно­сительно благополучен. Дети, входящие в четвертую группу, по­мещаются в интернатные учреждения Министерства труда и социальной защиты, где они овладевают элементарными навыка­ми самообслуживания и адекватного поведения. Отдельные представители умственно отсталых детей живут и обучаются на дому.

Наиболее изученными и перспективными в плане развития и интеграции в общество являются дети-олигофрены с легкой и уме­ренной степенью умственной отсталости. В дальнейшем изложе­нии, употребляя термин «умственно отсталый ребенок», мы бу­дем иметь в виду детей вышеназванных двух клинических групп. Заметим, что дети, входящие в их состав, имеют значительные отличия, в связи с чем возникла необходимость классификации, учитывающей их особенности.

Среди классификаций олигофрении, основывающихся на клинико-патогенетических принципах, в нашей стране наиболее рас­пространенной является классификация, предложенная М. С. Певзнер, в соответствии с которой выделяют пять форм.

При неосложненной форме олигофрении ребенок характеризу­ется уравновешенностью нервных процессов. Отклонения в по­знавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера изме­нена нерезко. Ребенок способен к целенаправленной деятельно­сти в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В при­вычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.

При олигофрении, характеризующейся неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием возбуждения или торможения, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в измене­ниях поведения и снижении работоспособности.

У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Они дополнительно имеют локаль­ные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппара­та. Особенно неблагоприятно сказываются на развитии умственно отсталого ребенка нарушения речи.

При олигофрении с психопатоподобньш поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных ком­понентов, снижение критичности относительно себя и окружаю­щих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к не­оправданным аффектам.

При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью на­рушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с из­менениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправлен­ности, активности, слабо учитывают ситуацию.

Все дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушения­ми психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, особенно — в словесно-логическом мышлении. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлении, и познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающим­ся детям более младшего возраста. Они иные по основным своим проявлениям.

Умственная отсталость не приводит к равномерному измене­нию у ребенка всех сторон психической деятельности. Наблюде­ния и экспериментальные исследования дают материалы, позво­ляющие говорить о том, что одни психические процессы оказы­ваются у него нарушенными более резко, другие остаются отно­сительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены су­ществующие между детьми индивидуальные различия, обнару­живающиеся и в познавательной деятельности, и в личностной сфере.

Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу от­личает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умствен­ной отсталости, и хотя развитие олигофренов осуществляется за­медленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими, от­клонениями от нормы, тем не менее оно представляет собой по­ступательный процесс, вносящий качественные изменения в пси­хическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих дру­гих вторичных и третичных отклонений. Нарушения познаватель­ной деятельности и личности ребенка-олигофрена отчетливо об­наруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты по­знания и поведения невольно привлекают к себе внимание окру­жающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые позитивные качества, наличие которых служит опо­рой, обеспечивающей процесс развития.

Положение о единстве основных закономерностей нормально­го и аномального развития, подчеркиваемое Л. С. Выготским, дает основания считать, что концепция развития нормального ребен­ка в общем может быть использована при трактовке развития ум­ственно отсталых детей. Это позволяет говорить об идентичности факторов, воздействующих на развитие нормального и умственно отсталого ребенка.

Развитие олигофрена определяется биологическими и соци­альными факторами.

К числу биологических факторов относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Эти факторы, как и прочие, необходи­мо учитывать при организации специального педагогического воз­действия.

Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он об­щается и проводит время, и, конечно, школа. Особенно большое значение имеет правильное, коррекционно-развивающее, специально орга­низованное обучение и воспитание, учитывающее своеобразие ребенка, адекватное его возможностям, опирающееся на зону его ближайшего развития. Именно оно в наибольшей мере стимули­рует детей в общем развитии.

Значимость, которую имеют для умственно отсталых детей вос­питание, обучение и трудовая подготовка, обусловлена гораздо меньшими возможностями олигофренов взаимодействовать с ок­ружающей средой, самостоятельно принимать, осмысливать, со­хранять и перерабатывать информацию, т.е. меньшей, чем в нор­ме, сформированностью различных сторон познавательной дея­тельности. Определенное значение имеют также сниженная ак­тивность умственно отсталого ребенка, гораздо более узкий круг его интересов, а также другие проявления эмоционально-волевой сферы.

Для продвижения ребенка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического применения существенно важным является не вся­кое, а специально организованное обучение и воспитание. Пре­бывание в массовой общеобразовательной школе часто не прино­сит ребенку пользы, а в ряде случаев приводит к тяжелым послед­ствиям, к стойким, резко отрицательным сдвигам в его личности.

Специальное обучение, направленное на общее развитие ум­ственно отсталых детей, предусматривает в первую очередь фор­мирование у них высших психических процессов, особенно мыш­ления. Это важное направление коррекционной работы теорети­чески обосновано тем, что, хотя ребенок-олигофрен своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обна­руживается у него особенно резко и в свою очередь затормажива­ет и затрудняет познание окружающего мира. Вместе с тем дока­зано, что мышление олигофрена несомненно развивается. Фор­мирование мыслительной деятельности способствует продвиже­нию умственно отсталого ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации вы­пускников вспомогательной школы.

Другое, тоже очень важное направление коррекционной рабо­ты предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы учеников, которая играет большую роль в усвоении зна­ний, умений и навыков, в установлении контактов с окружаю­щими и в социальной адаптации детей в школе и вне ее. Действи­тельно, мышление и эмоционально-волевая сфера представляют собой стороны единого человеческого сознания, а весь ход развития ребенка, по утверждению Л.С.Выготского, основан на изме­нениях, происходящих в соотношении интеллекта и аффекта. Рас­сматривая вопрос о взаимодействии организма и среды, Л. С. Вы­готский сформулировал понятие «социальная ситуация развития» и подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружаю­щей среды определяется не только ее характером, но и индивиду­альными особенностями субъекта, теми переживаниями, кото­рые у него возникают.

Во многом нарушена и двигательная сфера олигофренов, кото­рая требует постоянного внимания и заботы.

Говоря о возможностях положительной динамики умственного продвижения детей со сниженным интеллектом, следует вспом­нить положение Л. С. Выготского относительно двух зон развития ребенка: актуального и ближайшего. Л. С. Выготский говорил о том, что зона актуального развития характеризуется теми заданиями, которые ребенок уже может выполнять самостоятельно. Эта зона показывает его обученность тем или другим знаниям, умениям и навыкам. Она дает сведения о состоянии его познавательной дея­тельности на определенном этапе жизни. В этом ее значимость.

В плане перспективы особенно важна зона ближайшего разви­тия, которая определяется заданиями, с которыми ребенок не может справиться сам, но может сделать это с помощью взросло­го. Определение зоны ближайшего развития необходимо потому, что она дает возможность судить, какие задачи будут доступны ребенку в недалеком будущем, т.е. какого продвижения от него можно ожидать.

У умственно отсталых дошкольников зона актуального разви­тия весьма ограничена. Дети мало что умеют и знают. Что касается зоны ближайшего развития, то она значительно уже, более огра­ничена, чем у нормально развивающихся детей. Однако она суще­ствует, и это дает основание утверждать, что дети со сниженным интеллектом способны к продвижению. Это продвижение невели­ко, но при определенных условиях оно может иметь место. Основ­ная задача дефектолога состоит в том, чтобы способствовать реа­лизации зоны ближайшего развития каждого ребенка.

Продвижение умственно отсталых детей происходит неравно­мерно в разные возрастные периоды. Исследованиями установле­но, что несомненная активизация познавательной деятельности сменяется годами, в течение которых как бы подготавливаются, концентрируются возможности, необходимые для последующих положительных сдвигов. Наибольшее продвижение можно заме­тить в первые два школьных года обучения, на четвертом-пятом году и в конце обучения.

Литература:

Лёгкая умственная отсталость у взрослых

Когда говорят, лёгкая умственная отсталость у взрослых, то подразумевают обобщенное понятие, которое объединяет различные по происхождению патологические формы психической деятельности. К ним относят формы умственной отсталости, при которых мозг человека повреждён генетическими, органическими или интоксикационными вредностями. Сюда же относят формы, которые обусловлены неблагоприятными социальными и культурными факторами, а именно неверное воспитание и педагогическая недоработка.

Учёные называют такую форму умственных отклонений дебильностью, которая имеет значение коэффициента IQ в пределах от 50 до 70.

К основным причинам дебильности относят сбои при формировании головного мозга человека на ранних стадиях его развития. Умственная отсталость отличается от приобретенного слабоумия тем, что она появилась не из-за снижения функций психики вследствие заболевания, а из-за первоначального недоразвития.

При умственной отсталости поражены те психические функции, которые отвечают за нормальное развитие человека.

Если говорить об умственной отсталости в легкой степени, то ее диагностика обычно затруднена. Так лица с легкой дебильностью, или умственной отсталостью, которая считается «пограничной», могут прожить жизнь, ни разу не посетив психиатра.

Характеристики людей с легкой умственной отсталостью

  • Данной группе людей характерна неспособность к осознанию сложных понятий, им недоступны сложные обобщения и способность к абстрактному мышлению. Хотя, если у человека лёгкая форма дебильности, то он может мыслить абстрактно, но, очень ограниченно. При этом преобладает строго конкретный тип мышления, когда отображаются лишь внешние стороны происходящих событий или явлений
  • Нужно отметить, что речь у взрослого человека, которому поставлен диагноз «дебильность», неплохо развита, он способен говорить осмысленными предложениями, имея неплохой словарный запас.
  • Эта категория умственно отсталых людей сохранила способность к освоению некоторых профессиональных навыков, пусть невысокой квалификации. А вот усвоение различного вида информации даётся им с трудом, как и любых других знаний.
  • Такая проблема, как лёгкая умственная отсталость у взрослых, не мешает им сохранять адекватность поведения в привычной для таких людей обстановке.
  • Не имея собственного мнения, человек, с диагнозом дебильность, хорошо запоминает разные правила, выражения, фразы, взгляды окружающих его людей, а затем шаблонно им следует.
  • При лёгкой степени дебильности, человек может хорошо ориентироваться в окружающей его обстановке, быть достаточно осведомлённым в происходящих процессах, и даже проявлять хитрость.
  • Среди данной категории, можно встретить людей, односторонне одарённых. Известны гениальные художники и музыканты, страдающие подобным недугом.
  • Дебилам присуща очень высокая внушаемость и лёгкая управляемость со стороны тех, кто их окружает. Это часто может привести к непредсказуемым последствиям, порой очень опасным, как для самих больных, так и тех, кто с ними рядом.
  • Нередко человек с лёгкой формой умственной отсталости страдает повышенной сексуальностью и распущенностью.
  • У всех нас разные характеры, и данная категория людей не исключение. Они могут быть приветливыми и добродушными, а могут через небольшой временной промежуток проявлять агрессивность, злобу и упрямство.
  • У людей с легкой формой умственной отсталости отсутствует способность фантазировать и образно мыслить;
  • Одним из наиболее существенных признаков, лиц с умственной отсталостью, можно назвать их недостаточное критическое отношение, как к себе, так и к возникшим ситуациям. Им трудно понять целесообразность собственных поступков, и предвидеть их последствия;
  • Люди с умственной отсталостью способны совершать различные правонарушения, связанные с ситуациями, где требуется адекватная оценка и принятие взвешенных решений. Обычно бывает так, что эти лица, не склонные к конфликтам, оказавшись в сложной обстановке, могут вести себя неадекватно, представляя общественную опасность.

Как бы то ни было, лёгкая умственная отсталость у взрослых позволяет им жить, работать, любить и быть любимыми. Ведь именно так и должно быть в любой цивилизованной стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *