Главная
  Поссовет
  История поселка
  А.А. Ханженков
  118 коммунаров
  Память
  
 П О С Е Л К И
  Кр. Октябрь
  Коммунар
  Орехово
  Липово
 У  Л  И  Ц  Ы 
  Антонова
  Волгоградская
  Ватутина
  Восточная
  Гоголя
  Гореликова
  Горького
  Донская
  Жлобы 
  Зеленая
  Калинина
  Кирова
  Колхозная
  Комсомольская
  Короленко
  Красноармейская
  Ленина
  Ленинградская
  Лермонтова
  Лесная
  Маркса
  Маяковского
  Мичурина
  Мол. Гвардия
  Молодежная
  Московская
  Набережная В.
  Набережная Н.
  Некрасова
  Николаевская
  Одесская
  Октябрьская
  Партизанская
  Первомайская
  Пионерская
  Полевая
  Полупанова
  Потемкина
  Почтовая
  Пролетарская
  Пушкина
  Речная
  Садовая
  Севастопольская
  Северная
  Скрипкина
  Смирнова
  Советская
  Степная
  Ст.Ясиновская
  Театральная
  Тургенева
  Центральная
  Чапаева
  Челюскинцев
  Шевченко
  имени 118
  Другие
 КВАРТАЛА
  1-й кв-л
  25-й кв-л
  26-й кв-л
  кв-л "А"
  кв-л "Б"
 ПРЕДПРИЯТИЯ 
  Автосервис
  ш. "Яс.Глубокая"
  шахта № 3/5
  шахта № 1
  шахта № 22
  ш."Н.Крынская"
  Ж.Д. Станция
  Колхоз им. 118
  ЖБИ
  ЖЭК
  ДОСААФ
  Горбольница № 8
  Аптеки
  Милиция
  Дома культуры
  Магазины
  Кафе
  Бизнес
 ДЕТ. УЧРЕЖДЕНИЯ 
  Школа № 52
  Школа № 98
  Школа № 99
  Школа № 100
  Школа № 102
  Школа РМ
  Детские сады
  Пионерлагерь
 ПРОЧЕЕ 
  Парк
  Стадион
  Река
  Церкви
  Кладбище
  Окрестности
 КРЫНКА В ЛИЦАХ 
  Фотоальбом
 ОБЩЕНИЕ 
  Телефоны Крынки
  Форум
  E-Mail:
 ССЫЛКИ 
  На другие сайты
  На старый сайт
 СПАСИБО
  Соавторам
  Создателю
          
  .

 

Неоднократный чемпион Советского Союза по вертолетному спорту, заслуженный мастер спорта СССР Луценко Алексей Андреевич

В поселке Нижняя Крынка (и даже рядом) никогда не было аэродромов.
Даже автобус в конце 50-х годов был в диковину. Ездили на бричках.
В лучшем случае ездили в кузове грузовика. 
При этом мы смело можем гордиться, что мы из Крынки. Именно
 представитель нашей родины - Нижней Крынки показал всему огромному
Советскому Союзу, и даже всему зарубежью (именно в то время)
как нужно летать на вертолете.
.
1 сентября 1922 года в доме № 7 по улице Почтовой в поселке Нижняя Крынка
родился будущий чемпион СССР по вертолетному спорту, рекордсмен мира
Луценко Алексей Андреевич.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Фото 1

Дом в котором родился и вырос неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту Луценко Алексей Андреевич

Фото 2

Ул. Почтовая д.№ 7.  Нижняя Крынка

Фото 3
На Фото 1 Луценко Алексей Андреевич(слева) со своим школьным другом Петром 
Бородиным в 1941 году.
На фото 2 Дом где родился и вырос Луценко Алексей Андреевич и рядом стоит 
его мама  Луценко Матрена Кузьминична.
На фото 3 Дом 7 по ул. Почтовая в поселке Нижняя Крынка. Сейчас в нем 
живет Луценко Анна Никитична.
Окончил 10 классов Нижнекрынской школы (которая потом имела № 52).
Отец погиб в 1942 году на шахте.
            
 
Военный билет чемпиона СССР по вертолетному спорту Луценко Алексея Алексеевича
Военный билет
неоднократного чемпиона
Советского Союза
по вертолетному спорту
Луценко Алексея
 Алексеевича
Военный билет чемпиона СССР по вертолетному спорту Луценко Алексея Алексеевича
Военный билет чемпиона СССР по вертолетному спорту Луценко Алексея Алексеевича
Военный билет чемпиона СССР по вертолетному спорту Луценко Алексея Алексеевича
Военный билет чемпиона СССР по вертолетному спорту Луценко Алексея Алексеевича
Военный билет чемпиона СССР по вертолетному спорту Луценко Алексея Алексеевича
Военный билет чемпиона СССР по вертолетному спорту Луценко Алексея Алексеевича
Военный билет чемпиона СССР по вертолетному спорту Луценко Алексея Алексеевича
Согласно военному билету серии ВИ № 030417, выданном 23 мая 1965 (?) года
Тушинским Горвоенкоматом Луценко Алексею Андреевичу
Личный номер А-033150. Род войск (служба)- Авиация. ВУС- № 82 (83).
Воинское звание - подполковник присвоено приказом ГК ВВС № 0584 от
13 апреля 1957 года.

.
Родился 1 сентября 1922 года. Место рождения ...пос. Новая-Крынка 
Харцызский р-н Сталинская обл.
Партийность и стаж - член КПСС -1949
Партбилет № 01738301
Национальность Украинец. Родной язык Украинский.
Образование (обшее) - 10 классов. Окончил среднюю школу в 1941 г.
Образование военное - Ворошиловоградская военно-авиационная школа в 1944 г.
Гражданская специальность - Летчик.
Семейное положение и состав семьи: жена - Луценко Прасковья Филипповна,
дочь - Галина 1946 г., сын - Борис 1951 г.
.
Прохождение службы:
с 13.07.1941 по 05. 1944 - курсант.
с 06.1944 по 12.02.1946 - летчик-инструктор.
с 12.02.1946 по 10.12.1947 -  летчик.
с 10.12.1947 по 29.11.1948 - командир звена.
с 29.11.1948 по 28.07.1950 - летчик-инструктор.
с 28.07.1950 по 29.05.1951 - командир звена.
с 29.05.1951 по 25.08.1951 - зам. командира эскадрильи.
с 25.08.1951 по 10.1955 - Командир А.Э.
с 10.1955 по 21.04.1956 - зам. ком-ра полка по л/под-ке.
21.04.1956 по 11.02.1957 - инструктор лет...
11.02.1957-18.05.1960 - ст. инспектор-летчик.
Служил в вооруженных силах СССР с 13.07.1941 г. по 18.05.1960 г.
.
Уволен в запас 18 мая 1960 г. по должности старшего инспектора летчика.
Со званием подполковника.
Приказ № 0559 от 4 мая 1960 г. ГК ВВС с правом ношения военной формы.
.
Правительственные награды:
Медаль "За победу над Германией" - 1945 г.
Медаль "30 лет Советской Армии и флота"..???
Медаль "За боевые заслуги" - 1951 г.
Орден "Красная звезда" - 1956 г.
Медаль "40 лет Вооруженных сил СССР" - 1957 г.

.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Луценко Алексей
Андреевич (в центре)
кусант Ворошиловоградской
военно-авиационной школы

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Луценко Алексей
Андреевич (кр.слева).
С Чернышовым И.И. и
И.В. Жилкиным.
Аэродром Дядьково

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Подполковник Луценко
Алексей Андреевич
(посреди)
.

.

Летом 1950 г. в НИИ ВВС на испытания прибыл вертолет ГМ-2 {Ми- 1У -
учебный), четвертый летный экземпляр. 
Главным изменением в конструкции была объединенная система управления общим
шагом несущего винта и дросселем двигателя. 
Совмещенный "шаг-газ" значительно упрощал управление вертолетом, облегчая
работу летчику.
Все последующие «единички» получили такую же систему. Ми-1 У, как и положено
учебному вертолету, имел двойное спаренное управление на расположенных
рядом креслах инструктора и курсанта.
В такой машине прежде всего нуждались строевые пилоты, ждущие на вооружение
 серийные Ми-1.

Первой вертолетной частью в ВВС стала учебная эскадрилья, сформированная в
конце 1948 г. в Серпухове под Москвой эскадрилья находилась на территории
военно-технической школы авиационного оборудования, а летным полем стал
обычный луг на берегу Оки.
В часть направляли летчиков из боевых полков Московского военного округа
- в основном из истребительной и штурмовой авиации.
Командиром эскадрильи назначили подполковника Афонина, а его заместителем
- Героя Советского Союза Маслова.
Из строевых летчиков первыми появились на аэродроме в Серпухове М. Кабанов,
Я. Черенков,А. Ицков, В. Чернов, В. Симанчук, А. Луценко, А. Бабенко,
Г. Стародымов, Е. Милютичев, К. Коротких, А. Кривошей, Г. Бегулаев.
Обучение началось с теоретической подготовки, а лекции кроме выпускника
академии имени Жуковского В. Дружинина читали конструкторы новой техники -
М.Миль и И. Братухин.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Луценко Алексей
Алексеевич (3-й слева)
в/ч 10370
.
.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Миль М.Л. и Луценко
Алексей Андреевич

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

В/ч 10370. Прием зачета
по аэродинамике к-на
Артамонова. Принимают
Луценко А.А (2-й справа),
Прокопенко и Гайдаенко.
На среднем фото учебный центр по переучиванию летчиков на вертолеты МИ-1
и МИ-4 (в/ч 10370 г. Серпухов).
На фото лейтенант Луценко Алексей Андреевич (кр. справа), конструктор
вертолетов Миль Михаил Леонтьевич (в гражданке).Начальник центра полковник
А.Ф. Фадеев, л-нт Черсиков, л-нт М.Кабанов. Возможно 12.01.1958 г.
Несколько раз весь летный состав возили на базу ОКБ Миля в Захарково,где
им однажды удалось посмотреть, как летает Ми-1, пилотируемый В. Виницким.
Наконец, для тренировок в эскадрилью передали первые геликоптеры - два Г-3
поперечной схемы ОКБ Братухина.
В целях безопасности на полеты этих машин наложили существенные ограничения:
высота не более 10 метров и скорость не больше 30 км/час.
Летчики, в основном, отрабатывали вертикальный взлет и посадку как
принципиально новые режимы полета для самолетчиков.
Чтобы не потерять навыки пилотирования из-за ограничений, личный состав
эскадрильи продолжал летать на По-2, причем ночью и всложных
 метеоусловиях.
В начале 1951 г. в части началось освоение первых пяти Ми-1 (из опытной
предсерийной партии в 15 машин),которое, по-существу, соответствовало
войсковым испытаниям вертолета. 
Правда, обучение задерживалось из-за аварии единственной спарки с двойным
управлением. В НИИ ВВС во время руления на посадке на вертолете
перевернулся В.К, Подольный. Он рулил при большом значении общего шага
винта, когда Ми-1У находился как бы во «взвешенном» состоянии. Наезда на
кочку хватило чтобы машина, получив небольшой поперечный импульс
перевернулась. Летчик, к счастью, не пострадал но спарка оказалась серьезно
повреждена. Пришлось ждать пока на Ми-1У установят новые лопасти несущего
и рулевого винтов, переберут двигатель и заварят трещины на картере
редуктора.
Выпускал летчиков в самостоятельный полет на отремонтированной спарке в
Серпухове в январе 1951 г. испытатель НИИ ВВС Г.А.Тиняков. Сначала он вывез
командира эскадрильи Маслова (заменившего на этом посту Афонина), а затем
еще несколько пилотов ОКБ тогда располагало единственной учебной машиной
и Ми-1У оставили в эскадрильи всего на день, чтобы хотя бы несколько
летчиков самостоятельно полетали.
Получившие первые навыки пилотирования Ми-1 команды эскадрилий и звеньев
 подключились к войсковым испытаниям, совмещая их с обучением новичков.
Не обходилось без происшествий. Вспоминает Е.Ф. Милютичев (в то время
старший лейтенант,командир звена): «В ноябре 1951 г. я выполнял полет
по треугольному маршруту в облаках.
Со мной в экипаж входил младший лейтенант Пантюхин, исполнявший обязанности
штурмана - На высоте 900 метров мы неожиданно попали в зону интенсивного
обледенения. Кабина тут же покрылась льдом, резко снизились обороты винта и
ухудшилась управляемость. Затем, судя по показаниям авиагоризонта и
указателя скорости (земли из-за облаков
видно не было), вертолет завалился влево с переходом в крутое пикирование.
Сбрасываю мощности винта и двигателя, а органы управления держу на вывод
из пикирования. Однако на отклоненные рули вертолет не реагирует, скорость
снижения растет, а высота всего 600 метров. Мысли уже о парашюте, и рука
сама тянется к ручке двери кабины, но тут в форточке мелькнула земля - мы
«вывалились» из облаков. Чувствую, что вертолет медленно выходит из
пикирования и на 300 метрах мне, наконец, удается вывести его в
горизонтальный полет.
Когда через двадцать минут мы приземлились на аэродроме, на лопастях еще
оставалось 5 мм льда. На разборе полетов рассказал как все было, смотрю
- командир звена Я.Черенков, отчаянный «пилотяга», не верит, ухмыляется.
Ладно, думаю, дело твое, а мы с Пантюхиным живые. 
Через несколько дней в такой же ситуации оказался сам Черенков. Он попал в
 обледенение на меньшей высоте и свалился в пикирование,из которого выйти
уже не смог. На глазах у летчиков эскадрильи вертолет упал на аэродром,
похоронив под обломками двух членов экипажа.
На расследование происшествия в часть приехал М.Л. Миль. По положению ручки
"шаг-газ» установили, что летчик не перевел лопасти несущего винта на малые 
углы атаки и вертолет, выйдя из облаков в горизонтальный полет, снова
сорвался в пикирование (по словам очевидцев).
Я рассказал Милю о своем случае и о своих действиях. Михаил Леонтьевич все
внимательно выслушал и в заключение объяснил, что Черенков, по-видимому,
попал в вихревое кольцо». Я в то время и не предполагал, что это неведомое
«кольцо» мне в дальнейшем придется самому специально исследовать на других
вертолетах».
После этих случаев в ОКБ срочно оборудовали Ми-1 спиртовой
противообледенительной системой лопастей несущего и хвостового винтов.
Проверку эффективности ее работы провели осенью 1951г. под Петрозаводском,
где в такое время года всегда стоит пасмурная и дождливая погода с небольшим
морозом. За короткий срок летчик НИИ ВВС К.А. Кокотчиков со штурманом
Т.Ф. Горбуновым провели испытания и доказали работоспособность спиртовой
системы, которую быстро внедрили на серийных машинах.
Новейшая техника всегда участвовала в авиационных парадах в Тушино.
Не стала исключением и «единичка» М Л. Миля.
Вспоминает Е.Ф. Милютичев: «На День воздушного флота в 1951 г. наша
эскадрилья показала программу группового полета девяти Ми-1.Выполнялся
подход к трибунам и зависание на малой высоте,а затем поочередный подъем
на 15 метров и опускание по команде.
Отработанная синхронность действии впечатляла. Правда случилась накладка,
но это даже усилило зрелищность номера. Один из участников допустил на
висении. Расстояние между машинами было совсем небольшое и зрителям
показалось, что сейчас произойдет столкновение. Пилота в чувство привел
по рации командующий парадом Василий Сталин,особо не стесняясь в
выражениях.»
На следующий год «единички" летали в Тушино с новой программой.
Слово Милютичеву: «Вертолеты тройками подходили к трибунам и выбрасывали
веревочные лестницы.
По ним спускались штурманы в новеньких комбинезонах и подбегая к трибунам,
вручали членам правительства букеты цветов и возвращались по лестнице на
висящие вертолеты. Лестницы сматывались - на смену подходила следующая
тройка Ми-1».
Лето 1951 г. С вертолетом пожелал ознакомиться Сталин, лечившийся на
Кавказе. Из эскадрильи в дальний путь на поезде отправились два разобранных
Ми-1 вместе с техсоставом, а также летчики А. Луценко, А. Ицков, И. Маслов
и Е. Милютичев. Старшим назначили полковника Горбатюка - заместителя
командующего ВВС Московского округа. 
Прибыв в Тбилиси, вертолеты собрали и перелетели на них на стадион в
Боржоми. Сюда в сопровождении Поскребышева и Хрущева приехал Сталин.
Место в кабине решился занять лишь Поскребышев, шутливо сказав Хрущеву:
"Садись, Никита, покатаю" - Сталин внимательно осмотрел "единичку" и
поинтересовался, чем вертолет лучше самолета Як-12, также способного летать
в горах и приземляться на небольшие площадки.
Разговаривать с вождем все боялись, лишь Луценко отвечал быстро и смело.
После беседы всех пригласили в столовую санатория, где отдыхал Сталин,а
позже - даже в кинотеатр на просмотр вместе с ним нового фильма «Тарас
Шевченко».
Группа некоторое время сопровождала Сталина на двух вертолетах при его
переездах по курортным местам. Затем своим ходом вернулась в Серпухов.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Это малая доля тех
наград, которые
 заслужил Луценко А.А.
.
.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Этот фотоаппарат ФЭД
Луценко Алексею
Андреевичу был подарен
сыном Сталина
в 1951 году.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

На ФЭДе выгравировано:
"Ст. Л-ту Луценко А.А.
За отличное выполнение
спецзаданиЯ в 1951 г.
от Ком. ВВС МВО Гв.
Генерал-Л-та ав.
Сталина В.И."
Иосиф Виссарионович не зря интересовался винтокрылой техникой - американцы
уже вовсю применяли вертолеты в Корее.Вернувшись в Москву, он в октябре
собирает в Кремле всех авиаконструкторов и ставит перед ними  задачу в
кратчайший срок создать тяжелые десантные вертолеты.
В 1952 г. впервые поднялись в воздух Ми-4 и Як-24.
Серпуховская эскадрилья, личный состав которой постоянно пополнялся,
получила статус полка.
В 1952 г, полк перелетел в Теплый Стан (тогда еще подмосковный). На его базе
создали первый в СССР Центр по переучиванию на вертолетную  технику. 
Его начальник полковник Ф.Ф. Прокопенко отвечал за подготовку летчиков для
вертолетных частей всей страны.
Вскоре в Теплом Стане появились новые серийные машины - Ми-4 и Як-24, но
в момент образования Центра основным вертолетом считалась "единичка".
В 1952 г. там на одном из серийных Ми-1 случилась катастрофа.
Разрушились узлы крепления хвостового редуктора, и хвостовой винт ударил
по балке. Вертолет тут же рухнул вниз, а летчик погиб.
В Теплом Стане летали серийные Ми-1, хотя их выпуск разворачивался
с немалыми трудностями.
После успешных испытаний ГМ-1 в феврале 1950 г, выходит постановление
Совмина о постройке опытной серии в пятнадцать Ми-1 на заводе №3 в Москве.
Одновременно с ГМ-1 испытывался однотипный с ним вертолет Як-100 с таким
же двигателем и характеристиками. Як-100 прошел госиспытания с
положительной характеристикой,однако для серии выбрали - единичку» Мили.
Освоить широкомасштабный выпуск завод № 3 не мог, а заполучить для серии
Ми-1 более подходящие площади оказалось делом не простым.
Руководителям МАП вертолеты казались техникой, не заслуживающей особого
 внимания.
Лишь война в Корее и заинтересованность вертикально взлетающими машинами
самого Сталина кардинально изменили ситуацию. ОКБ Миля не только получило
заказ на большой десантный вертолет Ми-4, но и новые заводы для серийного
выпуска Ми-1.

Фрагмент статьи Сергея Колова "ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С "ЕДИНИЧКИ"
(журнал "Самолеты мира № 1 за 1998 год)

 

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Луценко Алексей
Андреевич (в светлом
плаще).
.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Луценко Алексей
Андреевич (5-й слева
в нижнем ряду)
в/ч 10370 или Тепл.Стан

Луценко Алексей
Алексеевич
(возле самолета)
Вероятно аэр. Тушино

******

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Луценко Алексей
Андреевич (кр. справа).
в/ч 10370. Серпухов.
.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Луценко Алексей
Андреевич (в центре).
Орудьево. 1950 год.
.

Луценко Алексей
Андреевич(слева
с папиросой). г.Сочи

.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Лейтенанты Луценко
Алексей Андреевич
(слева) и Ицков на
аэродроме ДОСААФ
(Чехов или Орудьево)

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Удостоверение мастера
вертолетного спорта
Луценко Алексея
Андреевича.
.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

24.12.1959 года
Луценко Алексею
Андреевичу присвоено
звание мастер 
вертолетного спорта
СССР.

.

Удостоверение
заслуженного тренера
СССР № 414.
.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

5 июля 1963года
Луценко Алексею Андреевичу
присвоено звание заслуженного
тренера СССР

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Алексей Алексеевич
Луценко являлся
членом союза
спортсменов СССР

 

.

Свидетельство
за 2-е место

Свидетельство
за 1-е место

Грамота
за парад в Тушино

.

Грамота
за парад в Рязани

Грамота
за спортивное
мастерство

Диплом
Ф.А.И.

.

Грамота
Костромского обкома

Грамота
За праздник
в Тушино

Грамота
за подготовку
съезда ДОСААФ

Грамота
в связи с 60-ем

.

Диплом
чемпиона СССР. 1959 г.

Диплом
чемпиона СССР. 1960 г.

Диплом
чемпиона СССР. 1959 г.

.

Диплом
Абсолютного чемпиона
СССР. 1959 год

Диплом
за 2-е место. 1959 г.

.

Диплом
за 2-е место. 1960 г.

Диплом
за 2-е место. 1959 г. 

Диплом
за 2-е место. 1960 г.

*****

Трудовая книжка неоднократного чемпиона СССР по вертолетному спорту Луценко Алексея Андреевича
1-я Трудовая книжка
неоднократного чемпиона
Советского Союза
по вертолетному спорту
Луценко Алексея
Андреевича
Трудовая книжка неоднократного чемпиона СССР по вертолетному спорту Луценко Алексея Андреевича

.

Трудовая книжка чемпиона СССР по вертолетному спорту Луценко Алексея Андреевича
Трудовая книжка чемпиона СССР по вертолетному спорту Луценко Алексея Андреевича
Трудовая книжка чемпиона СССР по вертолетному спорту Луценко Алексея Андреевича
Трудовая книжка чемпиона СССР по вертолетному спорту Луценко Алексея Андреевича
2-я Трудовая книжка
неоднократного чемпиона
Советского Союза
по вертолетному спорту
Луценко Алексея
Андреевича
Трудовая книжка чемпиона СССР по вертолетному спорту Луценко Алексея Андреевича
Как видно из трудовой книжки, после увольнения из рядов Советской Армии,
Луценко Алексей Андреевич продолжил работу в 235 отдельном авиаотряде ГВФ.
30 мая 1960 года он зачислен в отряд на должность командира вертолета МИ-4.
14 июгя 1960 года освобожден от занимаемой должности и уволен по собственному
желанию.
Продолжил работу в Центральном Комитете Всесоюзного
Общества Содействия Армии, Авиации и Флоту (ДОСААФ С.С.С.Р.)
21 июня 1960 года он зачислен стар. инспектором-летчиком по аэроклубам
и учебным центрам Управления авиационной подготовки и авиатранспорта.
31 октября 1960 года он освобожден от работы и в порядке перевода назначен
командиром вертолетного отряда центрального аэроклуба С.С.С.Р. им. Чкалова.
01 ноября 1960 года зачислен на должность командира вертолетного отряда
ЦАК СССР им. Чкалова.
10 марта 1954 года он уволен с работы по ст. 44 п"а" КЗОТ собственному желанию.
18 марта 1964 года он зачислен на должность пилота-испытателя 3-го класса летно -
испытательного отряда Гос. НИИ Г.В.Ф.
30 мая 1964 года ему присвоено звание пилота 2-го класса.
16 сентября 1964 года уволен по собственному желанию.
21 сентября 1964 года Луценко Алексей Андреевич зачислен на должность начальника
ЛИС Московской авиационно-ремонтной базы ДОСААФ.
21 июля 1966 года уволен с работы ввиду трудового увечья и перевода на
инвалидность 1 группы.

*******

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Фото 1
 

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Фото 2

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Фото 3

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Фото 4
Фото 1 После установления мирового рекорда с корреспондентами. Возможно   
аэродром Тушино 1963 год. Луценко Алексей Андреевич (2-й слева),Головань и
Долгунов.
Фото 2 Чемпион страны по вертолетному спорту А.Луценко.Двукратный чемпион
страны по вертолетному спорту А.Луценко у своего вертолета после
установления им нового мирового рекорда 01.06.1963 г.
А такое же, но красивое фото, можно купить вот здесь.
Фото 3 Фотография из неустановленного журнала (вероятно осень 1960 г.)     
 с подписью "Абсолютный чемпион СССР по вертолетному спорту А.Луценко.
Фото А. Григорьев".
Фото 4 Статья из газеты "Патриот" (бывший "Советский Патриот"). Текст ниже.

*****

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ....ЛУЦЕНКО
Недавно не стало моего брата Александра. Более 40 лет назад он работал в
Центральном аэроклубе ДОСААФ СССР имени В.П. Чкалова авиатехником вертолета.
И вот,волею случая я оказался в ЦАК и увидел фотографию Алексея Луценко,
с которым работал мой брат. Сразу же вспомнились минувшие годы и
легендарный Луценко, который на вертолете поднимал меня в небо Москвы.
Недавно мне удалось встретиться с дочерью Луценко Галиной Алексеевной(сам
Алексей Андреевич был в больнице).
 Она разложила передо мной награды, дипломы прославленного спортсмена -
летчика. Первые соревнования вертолетчиков состоялись в августе
1958 года в Калуге. Тот год и принято считать началом развития вертолетного
спорта в стране.Первым абсолютным чемпионом Советского Союза стал Федор
Белушкин - спортсмен-летчик ЦАК имени В.П. Чкалова.
Федор Белушкин - рьяный пропагандист вертолетного спорта.
"На вертолет, друзья!" - так была озаглавлена его корреспонденция,
помещенная 20 июля 1958 года в газете "Советский Патриот". "Впервые я
 сел в кабину вертолета в августе 1956 года, - писал спортсмен. - Это было
 очень удивительно.
С помощью известного летчика А. Луценко овладел техникой пилотирования.
Через год я уже мог показать свое умение и мастерство. Несмотря на то, что
за 19 лет службы в авиации я налетал 1600 часов на самолетах различных 
конструкций, пришлось много тренироваться. Это и обеспечило успех".
Вторые всесоюзные соревнования проводились в 1959 году на Тушинском
аэродроме. Победу одержали спортсмены ЦАК имени В.П. Чкалова А. Луценко,
 Ф. Белушкин, В.Ряховский. Абсолютным чемпионом стал АЛЕКСЕЙ ЛУЦЕНКО.
За большой вклад в развитие авиационных видов спорта ФАИ в 1960 году
удостоило двукратного чемпиона СССР, мастера спорта А. Луценко почетной
награды - диплома Поля Тиссандье.
В 1961 году Алексей Луценко был удостоен второй государственной награды
- ордена Красной Звезды. А первый орден Красной Звезды Луценко получил
еще в 1956 году. В то время наши вертолетчики внесли в таблицу мировых
рекордов существенные поправки. В начале шестидесятых годов Алексей на
вертолете МИ-1 устанавливает мировой рекорд дальности полета.
 И надо ли говорить, что Алексей Луценко стал гордостью советского
вертолетного спорта.
	А у отца есть еще одна награда, - сказала Галина Алексеевна.
Она показала фотоаппарат ФЭД, на крышке которого было выгравировано
:"Старшему лейтенанту Луценко за отличное выполнение спецзадания в 1951
году от командующего ВВС МВО гв. генерал-лейтенанта авиации Сталина В.И."
1 сентября Алексею Андреевичу Луценко исполнится 80 лет. Давайте
поздравим его с юбилеем и пожелаем доброго здоровья.

Анатолий Ганин. Газета "Патриот" № 29/2002 г.
******
            
ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГ, ГАЗЕТ, ЖУРНАЛОВ, САЙТОВ

У меня сохранилась программа воздушного парада, посвященного Дню авиации,
летом 1961 года (9 июля) на аэродроме Тушино, под Москвой. Заглянуть в эту
программу определенно небезынтересно. Читаем:
Полет группы вертолетов со знаменами и спортсменками. Над аэродромом в
колонне по одному пролетают 19 вертолетов Ми-1. Под вертолетами подвешены
Государственный флаг СССР, флаги союзных республик и площадки со
спортсменками — представителями ДОСААФ союзных республик в национальных
костюмах. За ними летят 3 вертолета Ми-1 со знаменами ВВС, ДОСААФ, ГВФ.
Командир группы вертолетов — летчик А. А. Луценко.

ПСС. Анатолий Маркуша. Грешные Ангелы. Повесть.
		

Были внесены изменения в программу соревнований. Упразднены полет по кругу,
посадка на ограниченную площадку и прием пассажира на борт при помощи
веревочной лестницы. Вместо них введено новое упражнение — полет над
водной поверхностью. Упражнение требовало отменного мастерства: с высоты
8 метров с помощью фала за 2 минуты 30 секунд следовало опустить груз в
лодку, свободно плавающую в ограниченном квадрате.

Многие спортсмены отлично справились с заданием. Лучше всех выполнил его
спортсмен Центрального аэроклуба Гурген Карапетян и стал обладателем золотой
медали. Звание абсолютного чемпиона вторично завоевал А. Луценко.
За большой вклад в развитие авиационных видов спорта ФАИ в 1960 году
удостоила двукратного абсолютного чемпиона СССР, мастера спорта А. Луценко
 почетной награды — диплома Поля Тиссандье.
 Позднее этой награды были удостоены многие наши спортсмены. В 1961 году
группа спортсменов-вертолетчиков получила высокие правительственные награды:
А. Луценко — орден Красной Звезды; орден «Знак Почета» — И. Монич,
Б. Иващенко, Г. Гудыма, Г. Шишкин и Б, Котов.

http://sportija.ru/

В 1959 было проведено I первенство СССР по В. с, на к-ром звание 
абсолютного чемпиона СССР завоевал спортсмен ЦАК СССР им. Чкалова
 А. Луценко.

Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. 
Том 1. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., 'Физкультура и спорт', 1961. 368 с.

Рекорд дальности полета, установленный Ф. Белушкиным, был улучшен
15 мая 1963 года военным летчиком ЦК ДОСААФ А.А. Луценко: 
новый мировой рекорд составил 1 188,52 км.

ИСТОРИЯ ВЕРТОЛЕТНЫХ РЕКОРДОВ
К 100-летию первого полета вертолета.Евгений РУЖИЦКИЙ

Чемпион Советского Союза, мастер спорта СССР Алексей Андреевич Луценко
 прекрасный летчик. «Акро­батом на вертолете» называют Алексея Луценко.
Это действительно так. Он «выжимает» из вертолета такие фигуры высшего
пилотажа, о которых даже не помышляли конструкторы, создавая эту машину.
Разные люди эти два человека. Спокойный, несколько медлительный Ряховский
и быстрый, порывистый Луценко. Совсем разные и внешне и по характеру. 
Но влюбленность в авиацию, в свою тяжелую, смелую работу делает этих людей
очень, очень похожими.

В. КУНИН. Журнал ”Советский цирк” август 1961г.

В 1959 году вертолетный спорт был включен во Всесоюзную единую спортивную
классификацию. Это вдохновило спортсменов-вертолетчиков на борьбу за
массовость и мастерство. Свидетельство тому — II всесоюзные соревнования,
состоявшиеся в 1959 году на Тушинском аэродроме.
На этот раз за лично-командное первенство страны боролись спортсмены 
Российской Федерации, Белоруссии, Военно-Воздушных Сил, Гражданского
воздушного флота, Центральной планерно-вертолетной школы, Центрального
 аэроклуба СССР.
 Победу одержали спортсмены ЦАКа (А. Луценко, Ф. Белушкин, В. Ряховский).
 Абсолютным чемпионом стал А.Луценко.

Луценко Алексей Андреевич. Двуктратный чемпион мира по вертолетному спорты. Рекордсмен мира.
Луценко Алексей Андреевич. Двуктратный чемпион мира по вертолетному спорты. Рекордсмен мира.
Луценко Алексей Андреевич. Двуктратный чемпион мира по вертолетному спорты. Рекордсмен мира.

Осенью 1959 года в Тушино состоялись II Всесоюзные соревнования по
вертолетному спорту. Центральный аэроклуб выставил две команды. Наряду с
опытными мастерами, такими как Ф. Белушкин, А. Луценко, В. Ряховский,
выступали молодые спортсмены - студенты Московского авиационного института
Г. Карапетян и К. Чернобровкин. В прошлом планеристы, они всего лишь год
занимались вертолетным спортом, но тем не менее явились серьезными
соперниками для остальных спортсменов.
Первое место в командном зачете заняли вертолетчики аэроклуба, а
Алексей Луценко стал абсолютным чемпионом страны.
Вертолетчики аэроклуба одними из первых в стране стали штурмовать всесоюзные
и мировые рекорды. Ирина Гурова, Алексей Луценко, Василий Ряховский, Федор
Белушкин, Светлана Котова, Татьяна Руссиян добились выдающихся спортивных
 достижений.

Александр Дмитриевич Винокуров
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЭРОКЛУБ СССР ИМЕНИ В. П. ЧКАЛОВА
Изд-во ДОСААФ. Москва. 1975 г.
Чемпионаты СССР и их победители:
1-ый чемпионат – 1958 год, г. Калуга, аэродром «Грабцево». 
В многоборье 1-ое место завоевал Ф. Белушкин, ЦАК СССР ДОСААФ.
В командном первенстве победила команда ВВС-1 в составе: М. Естафьев,
В. Савин, М. Басаргин.
2-ой чемпионат – 1959 год, г. Москва, аэродром «Тушино».
В многоборье 1-ое место завоевал А. Луценко, ЦАК СССР ДОСААФ.
В командном первенстве победила команда ЦАК СССР ДОСААФ в составе:
А. Луценко, Ф. Белушкин, В. Ряховский.
3-ий чемпионат – 1960 год, г. Москва, аэродром «Тушино».
В многоборье 1-ое место завоевал А. Луценко, ЦАК СССР ДОСААФ.
В командном первенстве победила команда ДОСААФ Татарская АССР
в составе: Р. Муртазин, В. Лягин, С. Зайцев, В. Матасов.

Краткая история вертолетного спорта России. Часть 1. Чемпионаты СССР
Геннадий Милуцкий 
По материалам ФВС России, ДОСААФ-РОСТО, СВВАУЛ.

Алексей Андреевич Луценко был не только чемпионом,
он был еще и кинозвездой в  к/ф "Человек ниоткуда" (фото ниже).

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Фото со съемочной
площадки. Луценко А.А.
 в вертолете.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Почти такой-же
кадр
из фильма
Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Фото со съемочной
площадки. Луценко А.А.
в вертолете.
*****
Алексей Андреевич Луценко был человек добрый. Любил детей, жену, маму,
родственников, коллег и Нижнюю Крынку. Свидетельство этому на фото ниже.
Дети учились хорошо. В семье был достаток. Имели машины "Москвич-401",
а потом "Волга". Никогда не повышал голос. Ссор в семье не было.
Прасковья Филипповна не работала. Занималась домашним хозяйством. По
этой причине он называл ее "директор". Познакомились они в госпитале в
Орудьево, где она работала и куда он попал с апендицитом.
Ежедневно кормил шоколадками детей. Получая их перед полетами, он клал
их в унты. Во время полета они от тепла немного теряли товарный вид.
Но его слова, что это зайчик неся шоколадку им, теплом своего тела
разогрел ее и отличие таких шоколадок от магазинных - причина тому, что
дочь до 10 лет верила в зайчика.
Не мог забыть свой родной ЦАК (Центральный аэроклуб ДОСААФ СССР). Будучи на
пенсии постоянно туда заходил. Там у него был старый друг "Жучек" - Жучков
Семен Павлович.
У Алексея Андреевича 2 детей, 3 внуков и 5 правнуков. Правнук Юзеф не
мыслит свою жизнь без авиационных игрушек и игр.(Воспоминания дочери,
сына, Шпиговской Г.А.).
*****

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Свадебное фото

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

С мамой, женой и
ребенком

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

С женой и ребенком

Родной брат чемпиона мира 1959 и 1960 годов по вертолетному спорту Луценко А.А. - Григорий

Брат Григорий перед
уходом на фронт
07.01.1944 г.
Родной брат чемпиона-
Григорий был призван в
1943 г. в 1166 стрелковый
полк 346 Дебальцевской
стрелковой дивизии.
21.08.1944 г. около
д.Люлляс Митавского
р-на Латвийской ССР из
числа бойцов полка убито
79, пропало без вести 148
(в том числе Луценко Г.А.).

Родной брат чемпиона мира 1959 и 1960 годов по вертолетному спорту Луценко А.А. - Григорий

Луценко Григорий
Андреевич 1925 г.р.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Уже 61 год, а тянет
ближе к вертолетам
и друзьям

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

С женой, мамой
и родственниками

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

В Нижней Крынке
с семьей, мамой и
семьей брата Владимира

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

С женой, мамой
и ребенком

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

С женой и тетей

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Сын и дочь
в Сочи

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

В Сочи

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

В Сочи

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

С друзьями

*****

Просто другие фото
            
 
            

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Лейтенант
Луценко Алексей
Андреевич

Служебное авто
Луценко А.А.
ГАЗ-М-20 "Победа"
В нём его дочь
Галина. 1956 г.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

У будущего чемпиона
СССР были и минуты
отдыха. в/10370.
Тёплый стан.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Луценко Алексей
Андреевич с семьей
и друзьями.
 

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Фото из альбома
школы № 52
пос. Н.Крынка.
*****
            
 

Родной брат
Владимир

Мама с родственниками

Брат с женой и внук
чемпиона - Луценко
Алексей Борисович

Чемпион СССР

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Луценко Алексей
Андреевич

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Луценко Алексей
Андреевич и Прасковья
Филипповна

*****

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту
Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту
Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

 

*****

Здесь покоится их прах
Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту
Здесь урны с прахом
Луценко А.А.
Луценко П.Ф.
Урны в 65 секторе открытой
части колумбария.
Стрелкой указано где урны.
Могилы Льва Яшина и
хоккеиста Александра
Рагулина.
Прах многократного чемпиона Советского Союза по вертолетному спорту,
заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного тренера СССР,
рекордсмена мира ЛУЦЕНКО АЛЕКСЕЯ АНДРЕЕВИЧА и его супруги
ЛУЦЕНКО ПРАСКОВЬИ ФИЛИППОВНЫ покоятся в 65 секторе открытой части
колумбария Ваганьковского кладбища. Это недалеко от могилы вратаря Льва
Яшина, против могил хоккеиста Александра Рагулина и 
композитора Серафима Туликова.

Луценко Алексей Андреевич - неоднократный чемпион СССР по вертолетному спорту

Могила матери чемпиона
в п. Нижняя Крынка

*****

Создатели сайта благодарят за помощь в создании этой страницы о Луценко А.А.:
- детей (Бориса Алексеевича, Галину Алексеевну) и внуков Луценко А.А.,
- Луценко Анну Никитичну (п. Нижняя Крынка),                          
- Бородину (д.Куценко) Раису Николаевну (п. Нижняя Крынка - 12-я),    
- Шпиговскую Галину Анатольевну (заслуженный мастер спорта, чемпион   
России и мира по вертолетному спорту).

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,11

Дни Ханженкова в: 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 годах

ВИДЕО

эти странички
только создаются


ВОЙНА 2014-2016

ПОГИБШИЕ
Добрынин
Лемец А.В.
Струк Р.
Лебедев
Клобук
Каплин
Смуток

УЧАСТНИКИ
Козыренко



Праздники Украины

Православные праздники

Курсы валют на PROext

Минайлюк Даниил